Руководство Воронежской области поставило задачу совершить промышленный рывок. Для этого создана особая экономическая зона, которая должна привлечь инвестиции. Но удастся ли это сделать в условиях экономического и международного кризиса? Своим мнением поделился Дмитрий Ломсадзе, директор Центра межрегиональных исследований ВГУ.
Юрий Голубь, «АиФ-Воронеж»: Дмитрий Георгиевич, привлечёт ли новая ОЭЗ иностранные инвестиции? Недавно в Воронеже прошёл российско-итальянский форум, приезжал посол. Но ведь итальянские предприниматели хорошо себя чувствуют и в соседней Липецкой области…
Дмитрий Ломсадзе: Посол – представитель дипломатической службы, а не проводник конкретных экономических проектов. Но для итальянцев нет принципиальной разницы между Липецком и Воронежем, всё это – Россия. И в последнее время в Липецкой области появляются небольшие проекты малого и среднего бизнеса. А вот воронежский Pirelli – это серьёзный проект.
Италия как член Европейского союза поддерживает санкции против России и на этом фоне не предполагается ждать новых масштабных инвестиционных проектов. Это политическая компонента, связанная с позицией по Украине и Крыму. Так что Воронежская область с нашей ОЭЗ попала в «идеальный шторм», это проблема внешнего шока.
Липецкая ОЭЗ создана гораздо раньше, точка входа бизнеса была совсем другой. Но теперь политический фон изменился. Вряд ли возможна какая-то самодеятельность со стороны итальянских или других европейских инвесторов. И дело не в Воронежской области, а в нашей стране в целом.
Россия с точки зрения привлекательности прямых инвестиций выглядит очень слабо. Общая сумма инвестиций не сопоставима с каким-нибудь Гонконгом. Есть целый ряд объективных причин – например, климатическая зона и связанные с ней высокие энергозатраты. Это фундаментальная проблема.
Я думаю, что специалисты воронежского облправительства понимают эти проблемы и не замахиваются на серьёзные инвестпроекты. На встрече с послом в ВГУ было озвучено предложение: «Раз мы освоили выпуск колёс, так, может, и какое-нибудь автосборочное предприятие построим, «Жигули-2»?» К сожалению, пока это всего лишь шутка.
- Но ведь инвесторы могут быть не только иностранными. Например, шла речь о концерне «Созвездие», который мог бы разместить производство гражданской продукции. Это возможно?
- Я очень сомневаюсь, что концерн «Созвездие» обладает самостоятельностью в принятии решений, ведь он входит в «Ростех». Вряд ли на уровне конкретного предприятия будет определяться новая площадка для размещения каких-то мощностей. Так что нужно лоббировать эту идею на федеральном уровне, это даже не уровень губернатора. Может быть, Алексей Васильевич поспособствует.
- О гражданской продукции «Созвездия» говорят давно. Неужели мы её когда-нибудь увидим?
- Вряд ли. Нужно очень сильно подумать, с кем мы можем конкурировать в гражданской продукции без технологической базы и собственных ноу-хау. Что такого инновационного и точно российского мы можем выпустить? Ведь оно должно покупаться. Если это будут аналоги традиционных китайских товаров, вряд ли мы сможем выиграть.
Ничего не приходит на ум. Мы можем выпускать пищевую продукцию, и то она на 80% импортная за счёт оборудования, генетического материала и т.д.
- В своё время речь шла о датчиках для газопроводов и нефтепроводов…
- Это возможно в промышленном строительстве, например, в проектах «Газпрома». Можно допустить, что речь пойдёт и о бытовых газоанализаторах. Ведь у нас постоянно взрываются квартиры.
Но сначала должно быть пролоббировано решение о том, что в каждой российской квартире наряду с газовым счётчиком нужно ставить ещё и газоанализатор. Если эта техника будет производиться в Воронеже, если этим займётся концерн «Созвездие» или механический завод, это будет серьёзно. Но, опять же, продавить такое решение – не уровень руководства Воронежской области.