В Воронежской области нет ни нефти, ни газа, и всё же наш регион активно торгует с другими странами продукцией промышленности и сельского хозяйства.
Учёные уверяют: благодаря чернозёмам мы можем накормить не только себя, но и миллионы людей во всём мире. Неудивительно, что региональное правительство строит амбициозные планы по экспорту продовольствия в Китай и другие страны, где всё ещё много голодных. Но сбудутся ли эти надежды?
С кем торгуем?
Санкции санкциями, а всё же доктрину чучхе и отказ от связей с внешним миром у нас пока никто не провозглашал. Напротив, правительство России требует от регионов всё активнее заниматься экспортом и ввозить в страну валюту. Для этого разработан отдельный национальный проект – «Международная кооперация и экспорт». Согласно ему, в 2024 году Воронежская область должна продать на внешнем рынке продукции на 2,006 млрд долларов.
Для сравнения: в 2018 году экспорт региона составил 1576,7 млн долларов, а в январе-сентябре 2019 – 905,6 миллиона. Продаём мы больше, чем покупаем: импорт за девять месяцев прошлого года достиг 642,1 млн долл. США.
Возможно, кто-то удивится, но крупнейшим внешнеторговым партнёром Воронежской области по-прежнему остаётся Украина – на неё приходится 16,1% всего товарооборота. На втором месте – Белоруссия (12,1%). Третью строчку занимает Китай (8,7%). За ним идут Германия, Польша, Египет, Турция, Латвия, Казахстан, Нидерланды, Швейцария, Азербайджан, США, Узбекистан, Франция, Швеция.
Что же мы продаём за рубеж? В основном – продукцию химической промышленности (444,4 млн долл. в январе-сентябре 2019 года) и, конечно, продовольствие и сельхозсырьё (345,7 млн долл.). Дальше с огромным отставанием – машиностроение (58,5 млн долл.).
Не так посчитали?
Так, Воронежская область экспортирует аммиак и аммиачную селитру. Из нашего каучука производятся шины известных мировых марок – Michelin, Bridgestone, Nokian Tyres, Continental. На иностранных автомобильных и прочих машиностроительных заводах успешно используются воронежские тяжёлые механические прессы – аналогичные станки производятся только в Германии и Японии. На созданных воронежскими электронщиками кристаллах работают смартфоны известных марок.
И всё же экспорт пока не растёт, наоборот – падает. К сентябрю 2019-го он сократился сразу на 20,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Поставки в страны СНГ уменьшились на 13,9%, в страны дальнего зарубежья – почти на четверть. Так, промышленность региона продала за границу продукции на 709 млн долл. – всего 68% от плана. Разумеется, в руководстве области говорят о неправильной методике расчётов – мол, не учитываются товары, отгруженные через торговые дома других регионов. Но факт остаётся фактом: снизился экспорт металла, продукции химпрома и машиностроения, вовсе прекратились поставки за рубеж стекла и керамики.
Меньше зерна, больше масла
При этом в прошлом году Воронежская область на 8% уменьшила экспорт продукции агропромышленного комплекса, а ведь перед сельским хозяйством и переработкой региона цель ещё амбициознее – повысить экспорт больше чем вдвое: если в прошлом году он равнялся 497 млн долл., то в 2024-м должен достигнуть 1,118 миллиарда.
Региональные власти связывают падение с конъюнктурой цен на зерно. В 2017 году у нас был рекордный урожай, и в 2018-м оставались большие запасы. В 2019 г. они серьёзно снизились, что подстегнуло рост внутренних цен. При этом на внешнем рынке зерно дешевело из-за хорошего урожая в других аграрных державах. Естественно, что продавать зерно было выгоднее в России.
Между тем от плана наш АПК отстал сразу на 22%. Чиновники снова всё объясняют формальностями.
«Значительный объём экспорта продукции, произведённой на территории региона, не учитывается органами таможенной статистики, – рассказал руководитель департамента АПК Алексей Сапронов. – Речь идёт о 80 млн долл. по масложировой и 100 млн долл.по кондитерской отрасли. С учётом этих данных экспорт составил бы 677 млн долл. США, что обеспечило выполнение показателя на 105,5%».
Традиционно воронежский АПК поставляет на мировой рынок зерно, подсолнечное масло, маргарин, сахар и мелассу. При этом зерновой экспорт – характерная черта слаборазвитой экономики: гораздо выгоднее молоть муку или продавать продукты животноводства, не говоря уже о глубокой переработке и выпуске глюкозы, крахмала, аминокислот и т. д.
К счастью, подвижки есть. Так, за прошлый год доля зерна сократилась и составляет чуть больше половины аграрного экспорта, а доля жиров и масла выросла до 23% – по этим продуктам произошёл настоящий экспортный бум. Впрочем, и тут не всё гладко. Не хватает сырья, ведь всю область подсолнечником не засеешь – это окончательно погубило бы наш чернозём.
«Экспортный потенциал здесь довольно высокий, но он ограничен внешними рынками и загрузкой заводов лишь на 50–60% мощности, – отмечает вице-премьер облправительства Виктор Логвинов. – То есть мощности по переработке – 2,5 млн т, а фактически перерабатывается около 1,5 млн т. При этом в области производится около 1 млн т подсолнечника. Возможности для наращивания производства есть, но есть и существенные ограничения по цене, в частности, на китайском и индийском рынках».
В несколько раз планируется нарастить продажу свинины и мяса птицы, которыми россиян уже накормили досыта. И здесь большие надежды возлагаются на мощный мясоперерабатывающий комбинат, строительство которого идёт под Павловском – первый камень в основание предприятия был торжественно заложен летом, а на полную мощность предприятие должно выйти в 2021 году. По проекту, на хладобойне можно будет забивать до 600 голов в час. Но придётся ли наше мясо по карману жителям не самых богатых стран?
«Есть проблема ценовой конкурентоспособности, – признаёт вице-премьер. – Себестоимость производства свинины у нас выше, чем в Америке и европейских странах».
Ещё не так давно область, как и вся страна, переживала нехватку молока. Сегодня проблема решена, и молочная продукция тоже может стать важной статьёй экспорта. Так, в Бобровском районе запланировано строительство завода по переработке 2 тыс. т молока в сутки – предприятие станет крупнейшим в регионе. Завершается проект по производству сухого сывороточного протеина, который востребован на внешнем рынке.
Иностранцы уже давно оценили вкус воронежских конфет – сегодня наша кондитерская продукция поставляется в 30 стран мира, едва ли не на все континенты.
Хотим в Китай?
Пожалуй, чаще всего воронежские предприниматели с экспортными амбициями говорят о китайском рынке. Что вполне понятно: Запад отгородился санкциями, к тому же там с лихвой хватает собственного мяса и молока. В большинстве стран Востока люди по-прежнему живут довольно бедно. Остаются Китай и другие страны Юго-Восточной Азии, огромное население которых быстро богатеет и всё больше ест.
Интересно, что молоко китайцы традиционно не пили, но в последние годы полюбили его. Есть там и программа «Школьное молоко». Воронежская продукция в прошлом году хорошо показала себя на выставке в Шанхае. Впрочем, ещё предстоит решить вопрос с доставкой в Поднебесную скоропортящихся продуктов так, чтобы они не оказались слишком дороги.
Впрочем, некоторые компании уже не первый год осваивают новый рынок.
«С 2015 года мы поставляем субпродукты – ноги, хвосты, уши и т. д. – во Вьетнам и Гонконг, – рассказала маркетолог Бобровского мясокомбината Екатерина Алексашина. – Наших партнёров привлекло то, что у нас полный цикл производства: от выращивания свиней до переработки. К тому же не применяются антибиотики».
Какие бы трудности не поджидали воронежских аграриев за рубежом, очевидно: население планеты растёт, а мест, пригодных для сельского хозяйства, на ней не так уж много. А значит, труд воронежских крестьян и пищевиков всегда найдёт спрос. Главное, сохранить плодородие, использовать с умом и, наконец, научиться торговать.
Мнения экспертов
Коммерческий директор компании «Агро-Спутник» Владимир Ледовской:
«Сегодня отношение к привычным продуктам меняется. Не только в России, но и в других странах мира всё больше людей переходит на дробное питание и отказывается от традиционных «больших» приёмов пищи. Снеки – это уже не просто модный и лёгкий перекус, это глобальное изменение отношений людей с едой.
Пока мы ведём работу по налаживанию связей со странами СНГ, в частности, наши семечки представлены в Казахстане и Белоруссии. Кроме готовой продукции, мы экспортируем и сырьё.
Для улучшения контактов с международными партнёрами было бы актуально создать специальные интернет-площадки. Также помогло бы упрощение процедур по растаможиванию продуктов питания и возмещению НДС странам, которые не входят в Таможенный союз. Конечно, стоимость продуктов растёт из-за затрат на логистику и оплату пошлин. И понятно, что если рядом на полке магазина лежит более дешёвая местная продукция, конкурировать с ней сложно».
Профессор Воронежского агроуниверситета Александр Востроилов:
«Перспективное направление для экспорта – страны Азии. Но есть своя специфика: свинину в мусульманские страны не продашь. Другое дело – мясо птицы: бройлеров, индейки, водоплавающих. Можно также продавать крольчатину. Молоко и молочная продукция там пользуются хорошим спросом, но всё зависит от потребности. Например, в Израиле пять лет назад довели продуктивность коровы до 12 тыс. литров в год. А сейчас сбросили до 11 тысяч. Это связано не только с тем, что животные стали хуже себя чувствовать, – израильтянам столько молока не нужно.
Говядина нам и самим нужна, пока у нас по ней нет перепроизводства. В советское время на наших предприятиях было 430 тыс. коров. Сегодня – 132 тысячи. А ведь бычка можно получить только от коровы. Да и в частном секторе из 210 тыс. коров осталось в лучшем случае 30 тысяч. Что касается себестоимости, то сегодня продуктивность наших стад не хуже, чем на Западе. В нескольких районах надаивают по 9 тыс. литров на корову. Когда такое было? То есть наша продукция конкурентна.
Самый привлекательный для нас – китайский рынок. Если мы туда не придём, его займёт кто-то другой. Но нам сам бог велел: мы же с ними граничим. Конечно, перебрасывать воронежскую продукцию на такое расстояние дорого. Но возьмём Северную Америку: разве им поставлять своё продовольствие через океан дешевле?»
Экономический аналитик Евгений Гаврилов:
«Конечно, цены на продукцию АПК зависят от биржевых котировок. Это неприятно, но, в отличие от нефтяного рынка, с этим можно работать. Велосипед изобретать не надо, надо создавать дополнительную ценность через маркетинг. Ведь как только компания переходит от продаж обезличенных литров или тонн к брендированным штучным упаковкам, цена становится более высокой и одновременно более стабильной.
Для этого производитель должен сформировать свою уникальную ценность и доказать её: корпоративный бренд, международная отраслевая сертификация, товарные бренды, дизайн упаковки, программа продвижения... Это новое и сложное направление, которое надо хорошенько проинвестировать, зато отдача окупит дополнительные вложения.
Сам по себе рост цены, конечно, не решит задачу по наращиванию экспорта. Необходим и рост количества поставляемой за рубеж продукции. И здесь роль государства уже намного больше. Необходимы доступные кредиты, отсутствие барьеров для экспорта, развитие транспортной инфраструктуры. Судя по тому, что президент и правительство сделали акцент именно на решении социально-экономических задач, есть все основания ожидать, что планы воплотятся в жизнь».
Руководитель департамента промышленности и транспорта области Александр Десятириков:
«В 2019 году для развития промышленного экспорта был заключён первый специальный инвестиционный контракт с компанией «Воронежсинтезкаучук», предусматривающий запуск нового производства ТЭП-100. Запуск планируется уже в текущем году. Проведён первичный отбор организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, в результате четыре предприятия уже заключили соглашение с Минпромторгом России на право получить льготные займы. К концу 2024 года объём экспортных поставок по данной программе должен составить порядка 10 млрд рублей.
По программе федерального фонда развития промышленности предоставлен заём компании «Ангстрем» на сумму 500 млн руб. для оснащения оборудованием нового экспортно ориентированного производства. Региональный фонд развития промышленности оказал поддержку модернизации производства фирмы «Борисоглебский трикотаж» на сумму 25 млн рублей. Кроме того, предприятия региона участвовали в международных выставках, проходивших как на территории РФ, так и за рубежом, а также конференциях и семинарах по поддержке регионального экспорта.
Итоги 2019 года показали, что зачастую предприятия отказываются от различных мер господдержки из-за достаточно сложного и продолжительного механизма рассмотрения документов, утверждённого федеральным Фондом развития промышленности, а также отсутствия необходимого предприятию направления в предлагаемых целях займа.
В рамках развития промышленного экспорта в 2020 году планируется предоставить льготное финансирование на сумму свыше 1,5 млрд рублей. Для расширения информационной и консультационной поддержки планируется заключить трёхстороннее соглашение между МФЦ, федеральным и региональным Фондами развития промышленности».
Экономист Дмитрий Ломсадзе:
«У нас сформирован мясомолочный кластер. Есть кормовая база, открываются новые фермы, перерабатывающие предприятия. Так что логика власти правильная: нужно производить продукцию с высокой добавленной стоимостью, которая пользуется спросом на внешних рынках.
Но насколько быстрым будет эффект? Потенциал увеличения экспорта ограничен внешним спросом, и амбициозные планы должны быть подтверждены заключёнными контрактами или хотя бы намерениями. Ещё лучше, если уже сформированы логистические цепочки, известны посредники, есть объём заказов на продукцию, она проходит техсогласование и сертификацию – всё это подтверждает серьёзность заявленных правительством цифр. В этом случае мы можем считать, что наша продукция может спокойно поставляться на внешние рынки. Если же всего этого нет, возникает вопрос: не хотим ли мы выдать желаемое за действительное?
Общий внешний фон не очень благоприятен для России. Если Китай будет поддерживать санкционную политику США и других стран Запада, значит, этот рынок будет ограничен. Турецкое направление тоже считалось перспективным по молочной продукции. Но как у нас будут складываться торговые отношения с этой страной в условиях текущей политики? Риски не ясны.
Потребление свинины в Китае будет расти безгранично. Но вопрос – в ценообразовании и логистике. Наше мясо, мягко говоря, не дешёвое. Есть огромное количество производителей свинины в Аргентине и тех же США. А наше планирование некорректно, поскольку ведётся в стоимостных показателях, а не в натуральном измерении – тоннах, литрах и т. д. Сопоставимы ли будут цены в 2024 году? На что ориентироваться? Что мы собрались поставлять? Куда? В каких объёмах? Какого качества?»
Как менялся размер экспорта в регионе? (Объём в долл. США)
Объём |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Всего: |
1690,8 |
1584,2 |
1542,4 |
1356,5 |
1145,5 |
1324,4 |
1576,7 |
Продукция химической промышленности, каучук |
1053,5 |
976,8 |
875,9 |
789,9 |
660,4 |
701,8 |
809,8 |
Продовольствие и сельхоз сырьё |
410,1 |
373,7 |
419,8 |
414,0 |
371,4 |
452,9 |
541,2 |
Машины, оборудование, транспортные средства |
114,7 |
111,8 |
149,7 |
62,6 |
70,4 |
111,3 |
126,5 |