Примерное время чтения: 7 минут
682

«Учили язык жестов». Тренер по ушу – о занятиях с «особенными» детьми

Светлана вместе с мужем открыла спортивно-развивающий центр.
Светлана вместе с мужем открыла спортивно-развивающий центр. / Светлана Желтякова / Из личного архива

Жительница Воронежа Светлана Желтякова становилась победителем семи чемпионатов мира по ушу. Но на пике своей карьеры она решила уйти из спорта, вместе с мужем открыла спортивно-развивающий центр «Дао Дэн Лин» и начала тренировать детей с ограниченными возможностями здоровья и воспитанников приюта. «АиФ-Воронеж» выяснил у Светланы, почему она бросила большой спорт и занялась благотворительностью.

«Мирное воинское искусство»

Екатерина Сафетина, «АиФ-Воронеж»: Вы с четырех лет занимались акробатикой. Как в вашу жизнь пришло боевое искусство ушу?

Светлана Желтякова: Из-за травмы в 11 лет я закончила заниматься акробатикой, год не тренировалась, решала проблемы с коленом. Мой старший брат уже занимался ушу. Однажды я попала к нему на тренировку, и мне так понравилось, что я решила присоединиться к его увлечению.

- В каком виде спорта вы получали большее удовлетворение?

- Однозначно в ушу. Я ходила на акробатику, как на работу, выполняла одни и те же задачи. А в основе ушу лежит комплексное развитие: человек должен быть не просто сильным и гибким, но и духовно развит. И сам вид спорта мне оказался близок.

- Ушу – это про умение драться?

- Мы учим умению избежать драки. Ушу – это мирное воинское искусство. Человек, который им занимается, должен понимать, что драка – это самое последнее, что может быть. Здесь главное слово «искусство». 

- Расскажите о своих достижениях.

- Начала я с чемпионата России, который проходил в Воронеже. Я заняла всего лишь третье место из пяти. Но дальше я начала более осознанно и упорно тренироваться. В 2004 году я поехала на чемпионат мира, это были мои первые большие соревнования. С них и начался мой путь серьезных достижений. Тогда я заняла первое и третье места. Впоследствии в общей сложности на чемпионатах мира я завоевала семь золотых медалей, на чемпионатах Европы - три золотых, а на чемпионатах России их было так много, что я даже не считала. 

«Не понимала, зачем я здесь нахожусь» 

- Почему после стольких побед вы решили уйти из спорта? 

- Я начала тренировать в то время, когда сама активно занималась ушу. Мне еще тогда понравилось работать с детьми. На очередных соревнованиях я смотрела на выступления своих соперниц и не понимала, зачем я здесь нахожусь. Мне было 24 года, я осознавала, что это не главная цель в жизни, хочется себя реализовывать, быть полезным людям. А я приехала, выступила, сложила в мешочек свою очередную медаль, при этом мешая более юным соперницам одержать победу. Выходит, что мне самой это не нужно, и другим я мешала. 

- Вы думали, чем будете заниматься дальше? 

- Я еще не знала, в каком направлении двигаться. Но понимала, что нужно постепенно от этого отходить. Я переключилась, хотела прояснить некоторые моменты в тренерской деятельности с детьми: какие методики, как правильно работать. Я читала много педагогической литературы, чтобы понять, как лучше подойти к сложному ребенку. Применяла новые знания на практике, ходила по занятиям других тренеров, сравнивала. Для меня это было очень важно. Я не хотела, чтобы моя ошибка как-то неверно проросла в ребенке. Потом состоялось знакомство с моим мужем и появились мысли о семье, постепенно я отошла и от тренерской деятельности.

- Почему вы решили вернуться в ушу?

- Я не планировала возвращаться, но ко мне домой приезжали ученики, чтобы заниматься индивидуально. Звонили и спрашивали, когда я вернусь. Чувствовалось, что какие-то мои знания и умения нужны людям. Позже муж сказал, что каждый реализует себя через что-то, видимо, мое дело – это ушу. Бытует мнение: если у человека есть, что сказать миру, а он этого не делает, то у него эти умения в итоге заберут. Я поняла, что нужно себя реализовывать. Так количество учеников начало увеличиваться.

- Вы выработали какую-то свою методику обучения?

- Если просто заниматься ушу, то ради чего? Мы стараемся доносить до детей какие-то ценности, учить правильным вещам. Поэтому мы придумали еще и проект со съемкой фильмов. Сейчас мы работаем над картиной «Маленькие подвиги», которой хотим сказать детям, что каждый способен на добрые дела. Ведь что такое подвиг? Это когда ты не безразличен к чужой беде. Мы хотим это проиллюстрировать в нашем фильме. 

Помощь «особенным» детям

- Когда вам пришла идея тренировать детей с ОВЗ и сирот?

- Первые шаги в этом деле начались с моего участия в большом празднике «Чебурград» (всероссийская благотворительная акция для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации - ред.). Я пошла туда волонтером, потом решила поставить площадку со стрельбой из лука. Детям очень понравилось. Через благотворительный фонд «Благо» я начала участвовать и в других проектах, например, проводила занятия в центре временного содержания несовершеннолетних нарушителей в течение полугода. Это был очень интересный опыт, несмотря на сложность. А когда мы уже организовали свой центр, я хотела продолжить подобную благотворительную деятельность. 

- Почему именно дети с ограниченными возможностями?

- Мы понимали, что есть такие дети. Все их видят, но не воспринимают всерьез, никак с ними не взаимодействуют. Я знаю, что ушу может преобразовывать людей. Например, после ухода из акробатики я была очень забитым и необщительным ребенком, а ушу меня раскрыло. Для детей с инвалидностью оно тоже будет полезно. Но многие виды спорта проходят мимо них, мало кто берется за таких детей. 

- Вы также занимаетесь с глухими и слабослышащими ребятами?

- Да, когда мы решили открывать направление для ребят с ограниченными возможностями, к нам пришла одна женщина и рассказала про своего сына и его товарищей. Это глухие ребята, которые очень хотели заниматься у нас. Мы поняли, что сейчас нужно начинать. Мой муж стал заниматься с этими парнями. Он даже пытался выучить жестовый язык, и что-то у него получилось. Кроме того, супруг получил дополнительное образование в физкультурном вузе, чтобы заниматься с детьми с ОВЗ. Далее к нам пришли ребята с синдромом дауна, аутисты. Конечно, непросто, но можно и нужно. Даже родители замечают хорошие изменения. 

- А как удалось найти подход к детям из приюта, наверняка, они более активные и хулиганистые? 

- Да, ребята из приюта тоже не все простые. Мы, к сожалению, немного с ними прозанимались из-за карантина. Теперь мы не можем к ним попасть из-за строгого режима. Но им нравилось. Да, они не всегда понимают, что нужно слушаться и зачем это делать. Заставлять и ругать там бесполезно, их нужно зажечь и увлечь. Мы даже думали, как их отправить на соревнования, как правильно оформить документы. Но потом пришел ковид и нарушил все планы.

- Расскажите о ваших планах на ближайшее будущее. 

- Хотелось бы побольше инструкторов в наш центр, их очень не хватает. Нас ждут в других районах города, но пока, к сожалению, мы не можем расшириться, хоть и хочется. Есть желание активно реализовать кинопроект. Я, кстати, прохожу сейчас обучение и работаю над идеей, связанной с кино. Хотелось бы улучшить качество фильма и выйти на широкую публику. Сейчас дети разные, информационный фон уводит от важных ценностей, а мы хотим сделать что-то в противовес «гаджетовской» культуре: сказать о хорошем и добром.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах