«Никогда не опускайте руки, имейте цель в жизни и идите вперёд. А если кому-то нужна помощь, приходите к нам, будем только рады», – говорит Михаил Хлебников – тренер по адаптивной физкультуре, многократный чемпион России по паралимпийской лёгкой атлетике, мастер спорта и просто жизнерадостный человек.
Каждый день Михаил на своём примере доказывает, что разницы между здоровым человеком и инвалидом может не быть. Он стал главным тренером в недавно открывшемся в Воронеже спортзале для людей с травмами и с ограниченными возможностями здоровья и рассказал «АиФ-Воронеж» о важности тренировок и о том, как сам стал параспортсменом.
Сделали с душой
Анастасия Ходыкина, «АиФ-Воронеж»: Михаил, расскажите, в чём уникальность нового инклюзивного спортивного зала? Как он был создан?
Михаил Хлебников: Возможно, в России это единственный спортзал инклюзивного направления, который находится при храме. Настоятель Тихвино-Онуфриевского храма, отец Николай Лищенюк выступил с предложением сделать из заброшенного помещения XIX века постройки инклюзивный спортивный зал, и оно было передано по благословению митрополита. С молодёжным отделом епархии мы написали проект, выиграли президентский грант. Конечно, денег на создание спортзала не хватило – помогли ребята из спортивной федерации, просто неравнодушные люди. Помещение было в большом запустении. Мы вложили в него душу: отремонтировали в современном стиле лофт, оборудовали подъезды и подходы в нулевом цикле – без порогов и пандусов, поставили адаптированный туалет, закупили спортивное оборудование и инвентарь. И получилось такое хорошее место для занятий физкультурой и спортом. Работаем со штангами и гантелями – все эти общефизические нагрузки у нас имеются. Да, беговая дорожка неинтересна для инвалида-колясочника, но дети с синдромом Дауна её оценят. У нас есть шведская стенка – спортивный комплекс три в одном, где можно поприседать, постоять, подтянуться и отжаться на брусьях. Планируем докупить реабилитационные тренажёры для инвалидов-колясочников: велотренажёры, на которые можно садиться на коляске, закреплять ноги и получать весь объём работы, а также гидромассажёры. В планах у нас многочисленные спортивные мероприятия – марафоны, автопробеги, встречи в школах и вузах.
– Кто в этом спортзале сможет заниматься? Насколько важны вообще спортивные тренировки?
– Наша цель – не столько спорт, сколько реабилитационное направление. Мы не разделяем людей на группы инвалидности, ждём всех. Вообще активность и движение важно для любого человека. Дома хочу – занимаюсь, хочу – нет, а в зал придёшь и в любом случае выполнишь положенный объём работы. День, два, три – и уже будет тянуть, а на 10-й – за уши не вытянешь. А потом появится тяга к спорту: такие же ребята, как я, спортом занимаются, а чем я хуже!
В Воронежской области нет пока мощного реабилитационного центра, на базе которого люди получали бы правильное реабилитационное лечение – с бассейном, полупрофессиональными тренажёрами и медикаментозным лечением. На данный момент мы исходим из того, что есть. Пытаемся вытащить людей из дома и заинтересовать занятиями физкультурой.
– Получается, этот ваш спортзал – единственный?
– На Левом берегу Воронежа есть клуб инвалидов-спортсменов, но он не может принять всех желающих. К тому же в городе нет грамотной транспортной логистики, и потому многие люди с инвалидностью не могут с лёгкостью до него добраться. Да, озвучивается, что в каждом районе есть социальное такси, но по факту его нет, работает всего одна машина при Воронежской епархии. Есть пляж для инвалидов на базе санатория Максима Горького, но у многих нет возможности туда добраться. Но если таких инклюзивных мест будет больше, то люди смогут активнее принимать участие в здоровом образе жизни.
Пандусы, стоянки, автобусы
– Как бы вы оценили приспособленность нашего города к жизни людей с инвалидностью?
– Идёт развитие. К сожалению, не так быстро, как бы нам хотелось. Но, по крайней мере, новые объекты строятся с учётом потребностей людей с инвалидностью. Пандусы, адаптированные санузлы в гипермаркетах, автомобильные стоянки, хотя, к сожалению, их часто занимают. Но это уже больше вопрос воспитания. Недавно была создана полностью адаптированная для инвалидов-колясочников туристическая тропа по проспекту Революции (улица в центре Воронежа - ред.) – от ул. Карла Маркса до «Пролетария». Закупаются низкопольные автобусы для передвижения инвалидов-колясочников, но отношение водителей к этому, увы, − не очень.
С другой стороны, в любом хорошем деле всегда есть негатив. Самый болевой момент, конечно, - это неприспособленное жильё. Если человек с инвалидностью не может выйти, если даже одна ступенька для него непреодолима, всё остальное для него теряет смысл.
– Как вы передвигаетесь?
– На инвалидной коляске. Недавно переехал на окраину Борового (спальный район Воронежа - ред.). При покупке квартиры писал заявление застройщику с просьбой расширить двери и поставить специализированный санузел, и он отнёсся с пониманием – всё сделал. До этого я жил в пятиэтажке, с помощь родителей поднимался и спускался на тренировки, массовые мероприятия – и так долгие годы.
– Есть какие-то сложности с организацией досуга, трудоустройством?
– Когда у человека есть желание, он преодолеет преграды и добьётся всего – инвалид он или нет. А когда ничего не надо, инвалидность превращается в предлог. Тем более что в городе представлено не только спортивное, но и творческое направление досуга. Знаю группу, где женщин с инвалидностью обучают вязанию, творческим поделкам, есть разнообразные онлайн-курсы. Девушки с травмами позвоночника работают маникюрщицами, некоторые ребята – в такси, удалённо на компьютере, много у нас спортсменов, людей с высшим образованием. Большинство из них когда-то получили травму, но имеют опыт работы. На мой взгляд, в трудоустройстве для инвалидов есть только технические преграды и желание работодателя.
Всегда вперёд
– Расскажите о себе и о том, как стали параспортсменом. Есть у вас какой-то жизненный девиз или цель?
– Главное – желание жить. Не знаю, что заставляет людей с инвалидностью уходить в себя, видимо, это характер человека. Никогда не опускайте руки и идите вперёд. Если кому-то нужна помощь, пусть приходят к нам, будем только рады. Сам я активно занимался морским пятиборьем семь лет. В 1996 году неосторожно прыгнул в воду и получил травму шейного отдела. Далее были долгие годы реабилитации, частично удалось вернуть работу рук и ног. Однажды коллеги рассказали мне, что есть школа олимпийского резерва, с 2008 года я занимаюсь паралимпийской лёгкой атлетикой. Тогда это направление только развивалось, а сейчас стало много параспортсменов. С одной стороны, это хорошо: чем больше соперников, тем интереснее, но с другой – жаль, что молодые парни попадают в такую же жизненную ситуацию, в которую когда-то попал я. Хотелось бы их видеть не на паралимпийской, а на обычной спортивной площадке.
– Кто помогает вам идти по жизни и брать новые рубежи?
– Мои родители, тренеры, друзья, с которыми занимался спортом в советское время.