Примерное время чтения: 6 минут
683

Жмем штангу и много бегаем. Чемпионка по бобслею о спортивных буднях

Елена Мамедова / Из личного архива

Корреспондент «АиФ-Воронеж» пообщался с бобслеисткой Еленой Мамедовой, которая в паре с Надеждой Сергеевой выиграла в феврале 2020 года континентальный чемпионат и этап Кубка мира по бобслею, опередив спортсменок из Румынии и Германии. Елена рассказала, зачем бобслеистам нужно жать штангу, почему младше 18 лет в этот спорт не берут и как на трассе можно получить ожоги.

После университета хотела работать экономистом

Валерий Чирков «АиФ-Воронеж»: Елена, расскажите немного о себе. Где прошло детство, где учились?

Елена Мамедова: Родилась и училась в Воронеже. До пятого класса училась в школе №70, а после в школе №73, где меня на уроке физкультуры заметил тренер. Я достаточно быстро бегала, и он предложил мне пойти в легкую атлетику. На тот момент я уже более семи лет занималась танцами живота и отказалась. Но тут подключился папа, который всегда хотел, чтобы я была спортивным ребенком.

– У вас спортивная семья?

– Нет, ни папа, ни мама к спорту отношения не имеют. Просто отцу не очень нравилось, что я занимаюсь танцами. Он созвонился с моим тогда еще будущим тренером по легкой атлетике Ниной Бредневой и отправил меня на тренировку. Так с 12 лет я стала бегать на короткие дистанции. Тренеру очень благодарна, она меня многому научила. До сих пор общаемся, она стала для меня практически второй мамой.

– Как из легкой атлетики вы попали в бобслей?

– Я училась на отделении легкой атлетики в институте физкультуры и параллельно еще и на экономфаке. После учебы собиралась заканчивать со спортом и работать экономистом. Но все поменялось. Мне стали поступать предложения от тренеров по бобслею, которые наблюдали за мной. Я сначала отказывалась, но потом согласилась.

– Что же переломило ваше желание работать экономистом?

– Нашелся тренер, Алексей Полонников, который уговорил меня пойти на тренировку по бобслею. И мы поехали на всероссийское тестирование, которое каждый год проводят для команды. Спортсмены сдают бег, прыжки и жим штанги. Я успешно прошла все тесты, и меня пригласили в сборную.

– Помните свой первый спуск?

– Это была трасса в Сочи на Красной Поляне в 2016 году. Тогда закончился летний подготовительный сбор и началась практика. Моим пилотом была Любовь Черных.

– Как родители отнеслись к вашему желанию уйти в бобслей?

– Сначала были против, им казалось, что бобслей опасный и вообще не для девушки. Но после того, как я перешла в сборную, они постепенно успокоились. Сейчас гордятся, но  мама до сих пор переживает во время каждого соревнования.

Хорошие сани стоят, как целый автомобиль

– Расскажите подробнее о бобслее и о своей роли разгоняющей. Ведь мало кто представляет, что представляет из себя этот вид спорта.

– Это путь по специально оборудованной ледовой трассе с виражами, которых должно быть не менее 15. По трассе спускаются на специальных санях – бобе. Победителя определяют по наименьшей сумме времени, затраченного на два спуска. Разогнать боб нужно так, чтобы ни в коем случае его не затормозить. В сани разгоняющий запрыгивает в самый последний момент. Если зазеваешься, можно не успеть и команду дисквалифицируют. 

У девушек двухместные бобы. Команда состоит из пилота и разгоняющего. У мужчин помимо двухместного есть еще и четырехместный. В нем разгоняющих трое – правый, левый и задний. Сейчас добавили одноместные бобы, где едет один человек. Он сам разгоняющий и сам же пилот. Сами сани довольно тяжелые. Боб, рассчитанный на двух человек, весит около 170 килограммов. «Четверка» – около 220. Поэтому мы много тренируемся со штангой.

– За что отвечает пилот?

- Пилот управляет экипажем с помощью первой подвижной пары коньков. Его задача – выбрать оптимальную траекторию движения. От этого зависит, как быстро команда придет к финишу. Разгоняющий не управляет бобом, но должен помогать пилоту, наклоняясь в ту или иную сторону на поворотах.

– Правда, что боб стоит, как автомобиль?

– Да, правда, инвентарь очень дорогой. Кроме того, к бобу нужно приобретать несколько комплектов коньков, которые подбираются к конкретному типу трассы и погодным условиям. Они также стоят немало. И таких комплектов нужно несколько. Поэтому иногда пилоты берут с собой личные коньки.

Ожоги на льду

– А как насчет безопасности? Спортсмены пристегиваются внутри саней?

– Нет, никак не пристегиваются, просто в санях бобслеист находится в таком положении, что выпасть сложно. Но держаться все равно нужно крепко, так как выпадение чревато травмами и ожогами из-за большой скорости.

– Как спортсмены экипированы?

– У нас шипованные ботинки, чтобы разгонять боб на льду, обязательно шлем, у пилотов он с забралом. Спортсмены одеты в облегающие костюмы, чтобы не было сопротивления воздуха при спуске. А под костюмом - специальная антиожоговая кофта, которая должна защитить при падении.

– На каких скоростях проходят соревнования?

– Скорости иногда доходят до 150 километров в час.

– Бобы часто переворачиваются?

– Бывают случаи, особенно когда пилоты не очень опытные. Если боб перевернулся, главное - удержаться внутри. Потому что если сани все-таки докатятся до финиша, результат засчитают и можно будет продолжить соревнование.

Победа зависит от дружбы в команде

– Между бобслеем и скелетоном есть что-то общее?

– Абсолютно разные виды спорта. Общее там только то, что спортсмены съезжают по ледяной трассе. Бобслеисты всегда крупные, постоянно тренируются, чтобы набрать мышечную массу. А скелетонисты – худые и подвижные. Для них главное – легкая атлетика. Кроме того, в скелетон приходят очень рано, чуть не с детского возраста. А в бобслей берут людей уже состоявшихся в спорте, физически сильных и готовых к большим нагрузкам. Кстати, скелетон безопаснее, чем бобслей. Сани открытые, спортсмен едет головой вперед, но ему проще контролировать движение. А в бобслее болид тяжелый, им сложнее управлять.

– Насколько в этом виде спорта важны отношения с напарниками?

– Нужно быть в ладах со всеми, тем более, что разгоняющего могут в любой момент направить к другому пилоту. Все зависит от личных результатов. Самый сильный разгоняющий попадает в экипаж к лучшему пилоту. Если растеряешь форму, могут поставить к более слабому пилоту. Поэтому перед сезоном все проходят тестирование.

– Как обстоит дело с переездами с таким тяжелым инвентарем?

– У нас есть грузовики, которые перевозят сани и инвентарь. Все оборудование мы загружаем и выгружаем сами. Также самостоятельно готовим боб к старту, точим коньки, выносим сани на старт.

Досье
Елена Мамедова родилась в 1994 году в Воронеже. Окончила отделение легкой атлетики института физкультуры и экономический факультет ВГУ. В сборной России по бобслею с 2016 года. Амплуа – разгоняющая. Бронзовый призер Чемпионата мира среди юниоров в дисциплине двойки в 2017 году в Винтерберге. Победитель открытых всероссийских соревнований по женским двойкам в 2018 году. Чемпионка Европы в соревнованиях бобслейных двоек среди молодежи в 2020 году. Золотой призер этапа Кубка мира и Чемпионата Европы среди женских бобслейных двоек в 2020 году в Латвии. Серебряный призер Чемпионата мира среди юниоров в дисциплине двойки в 2020 году в Винтерберге. Победитель Чемпионата России по бобслею 2017, 2018, 2020 года.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах