Начнут с центра
Окончательный вариант модели развития города на ближайшие 20 лет Институт Генплана Москвы, автор документа, передаст мэрии в конце ноября. Но уже известно, что если прежняя стратегия особо не затрагивала центральную часть, уделяя внимание периферии, то сейчас Воронеж намерены развивать компактно и начнут именно с центра.
«Было сформировано две концепции пространственного развития: «Компактный город» и «Сбалансированное развитие периферии», – рассказала руководитель управления главного архитектора Воронежа Людмила Подшивалова. – В конце марта обе концепции прошли обсуждение в комиссии по подготовке проекта генерального плана. Приоритетным выбрали развитие Воронежа по сценарию компактного города с учётом комплексного развития отдельных периферийных территорий, находящихся уже в стадии реализации. Воронеж исторически развивается компактно на достаточно ограниченных территориях. Это большое преимущество, которое нужно сохранить и использовать. Сегодня проектировщики детально прорабатывают транспортные, архитектурно-планировочные и инженерные решения».
В генплане два основных раздела – развитие функциональных зон и транспортной сети. Разработчики предусмотрят перспективное распределение рабочих мест. Сегодня они концентрируются в историческом центре, что приводит к транспортным проблемам в часы пик. Кроме того, московские специалисты планируют трансформировать частный сектор, расположенный в центре города, в малоэтажные дома. При этом обещают учесть нормативную обеспеченность транспортом и социальной инфраструктурой, а также перспективную потребность в жилищном строительстве.
Существенное развитие получит сеть общественного транспорта – остановки по маршруту «дом – работа – дом» должны находиться в пешей доступности. Этому поможет создание современной и эффективной системы легкорельсового транспорта – трамвая с ускоренным движением, а в долгосрочной перспективе – строительство метро.
Спросят у жителей
Московские проектировщики подчёркивают главный плюс Воронежа: компактное городское ядро, окружённое природоохраняемыми территориями и водохранилищем. Чтобы всё это не потерять, нужно прописать строительство повсеместной ливневой канализации и канализации в частном секторе.
В то же время в уже сложившемся компактном размещении воронежские архитекторы видят три проблемы. Во-первых, в центральной части города находятся промышленные территории, которые неэффективно используются либо вовсе заброшены. Во-вторых, у нас много внутренних преград и препятствий: от водохранилища – до железной дороги, рассекающих город пополам. И, наконец, наличие трёх аэродромов, препятствующих строительству вблизи от них высотных домов.
Вот и разработчики генплана считают, что Воронежу в ближайшие годы нужно не расширять границы, а рационально осваивать заброшенные промзоны и территории с ветхим жильём.
«Тон развитию города был задан в послевоенные годы. В 1960–1970-х годах в центре построили предприятия оборонной промышленности, а людей селили по соседству. Теперь стратегия другая», – заметил замдиректора Института Генплана Москвы Александр Колонтай.
Примечательно, что столичные специалисты, которые готовили аналогичные документы для Москвы, Севастополя и Казани, впервые решили услышать мнение населения – каким оно хочет видеть город. Семинары и встречи воронежцев с разработчиками прошли в начале июля. Тех, кто не успел высказаться, приглашают оставить свои предложения на сайте мэрии. Там можно будет сообщить, что нужно сохранить и развить, что создать заново, а что трансформировать либо вовсе ликвидировать.