Давка в часы пик, ни одного автобуса после десяти вечера, хамство водителей и гибель пешеходов под колёсами маршруток – за всё это скоро придётся платить больше. Правда, чиновники говорят о кардинально новой схеме движения, сулят наладить строгий график и ввести оплату по единым транспортным картам. Но сколько уже было слышано таких слов и обещаний?
Мираж метро
За последние два года воронежцев так часто кормили баснями про метро, что многие в них поверили. Но, судя по последним заявлениям чиновников, будущее воронежское метро – не метро. То есть, как бы метро, но «лёгкое» - типа метро-трамвай. Будет данный гибрид ходить по улицам, но в центре города нырнёт под землю. Вот только денег на этого сказочного единорога нет ни у города, ни у области – нужно, чтобы федеральный центр выделил ни много ни мало - 50 миллиардов рублей.
Цель этой игры в слова в общем-то понятна: горожане, которых каждый день унижает так называемый общественный транспорт, должны хотя бы верить, что это не навсегда. Мол, ещё чуть-чуть и заживём по-человечески – как в Москве.
Реальность жёстче. Городские автобусы уже давно не обновлялись. Правда, и плата за проезд у нас одна из самых низких в стране. В январе на встрече с редакторами СМИ на вопрос о возможном повышении тарифа мэр Вадим Кстенин ответил следующее:
«Я сторонник того, чтобы полностью трансформировать всю систему, вплоть до покупки новых автобусов, изменения схемы движения, введения единого билета. И только после этого говорить: «Посмотрите, сколько всего сделано, – дальше на 17 рублях уже невозможно!» Поэтому я думаю, что до 2020 года мы этого делать, точно, не будем».
Но прошло полгода, трансформации системы хоть и не случилось, но в середине июня хозяева 12 транспортных компаний предъявили ультиматум, пригрозив совсем прекратить перевозки. Заход оказался удачным – чиновники тут же заговорили о неизбежном подорожании проезда.
Схема на 28 «лимонов»
Вначале июля вице-мэр Сергей Петрин, начальник областного управления тарифов Евгений Бажанов и депутат городской Думы, он жепредседатель совета директоров фирмы «Автолайн», контролирующей львиную долю рынка перевозок, Дмитрий Крутских провели на эту тему пресс-конференцию, но так и не сказали ничего определённого ни о величине нового тарифа, ни о дате подорожания.
Был озвучен лишь примерный срок – середина осени. Такая неопределённость вполне объяснима: уже в августе горожане почувствуют, что власть второй раз за год подняла коммунальные тарифы – причём в Воронеже они выросли выше инфляции и больше, чем в среднем по стране. Можно представить какой на этом фоне будет реакция на новость о подорожании маршруток.
Пресс-конференция местами напоминала митинг – журналисты постарались высказать всё, что думают о качестве проезда. Впрочем, спикеры ни капли не смущались и даже начали раздражаться. Мол, сказали же: всё будет в порядке, вам что, надо десять раз повторять?!
А ещё было сказано о неком опросе общественного мнения, который показал, что воронежцы не против повышения тарифа. А Сергей Петрин сообщил, что в следующем году с маршрутчиками будут заключаться новые контракты с жёсткими требованиями, где учтены все пожелания населения. Предполагается, что владельцы маршруток должны будут обновить состав и наладить перевозки в вечернее время, а в перспективе даже может появиться единый проездной билет – воронежцы старше 30 лет ещё помнят, что это такое.
Кроме того, уже к сентябрю будет разработана комплексная схема дорожного движения, которая обойдётся городскому бюджету в 28,4 миллиона рублей. Среди прочего документ должен помочь лучшим образом организовать пассажирские перевозки.
Послушаешь чиновников – сразу представится, что благодаря новой схеме сегодняшний маршруточный хаос сменится порядком, и воронежский общественный транспорт заработает, как механизм швейцарских часов. Но тут нужно напомнить, что такая же схема была разработана ещё в 2012 году и стоила даже дороже – 30 миллионов рублей. На конференции, конечно, прозвучал вопрос: так что же стало с первой? Сергей Петрин – замглавы Воронежа, ответственный за городское хозяйство, – ответил, что ничего об этом не знает. Возможно, его преемник когда-нибудь точно так же прокомментирует и нынешнюю транспортную реформу с затраченными на неё миллионами.
Из тыквы в карету?
О том, что маршрутка вот-вот превратится из гнилой тыквы в сияющую карету, воронежцы тоже слышали неоднократно: про грядущее обновление автобусов и их регулярную работу говорили и в 2014, и в 2015, и в 2017 годах – каждый раз перед тем, как поднять тариф.
Вот и на этот раз Дмитрий Крутских очень просил поверить, что при нынешних ценах на топливо невозможно ни покупать новые автобусы, ни платить водителям достойную зарплату. Поверить можно. А проверить? Ведь большинство пассажиров по-прежнему платит наличкой. На этот вопрос Дмитрий Крутских и Евгений Бажанов дали знакомый ответ: помогает статистика - выручку вычисляют исходя из пассажиропотока. Впрочем, в подробности того, кто и какими методами определяет пассажиропоток, ни чиновник, ни хозяин маршруток вдаваться не стали.
В город не пущать!
Между тем уже ясно, что, к примеру, для жителей Новой Усмани, Нововоронежа, Рамони и Семилук реформа может выйти боком. Администрация Воронежа выступила с инициативой закрыть въезд в город для маршруток из пригородов, объяснив это тем, что в новой схеме не должно быть дублирующих маршрутов. В областном департаменте промышленности и транспорта подтвердили, что запрет рассматривается.
«В качестве одного из вариантов решения проблемы изучается возможность организации на территории Воронежа системы транспортно-пересадочных узлов, которые должны обеспечить быструю и удобную пересадку с пригородного на городской транспорт и обратно», - сообщили в ведомстве.
Как на деле может выглядеть «быстрая и удобная пересадка», пожалуй, не надо рассказывать тому, кто хоть раз бывал на воронежской остановке в час пик. И всё же в нынешних заявлениях о транспортной реформе есть кое-что новое. Если прежде чиновники хотя бы обещали увеличить долю муниципального транспорта, то теперь такая возможность, похоже, даже не обсуждается. Воронежцев по-прежнему будут возить коммерческие фирмы, как и когда им выгодно. Причём, скорее всего, те же самые. И обещания вылепить конфетку из известной субстанции будут звучать ещё долго.
Комментарии экспертов
Евгений Бажанов, руководитель управления по госрегулированию тарифов Воронежской области:
«Принцип, которым мы руководствуемся при формировании тарифов во всех сферах – это соблюдение баланса между интересами жителей города и производителей товаров и услуг. В данном случае – это организации, обеспечивающие транспортное обслуживание. Смею вас заверить, что мы не допустим необоснованного повышения тарифа.
Обоснование лежит в двух плоскостях. Первая – качество обслуживания. Вторая – экономическая составляющая. Перевозчики предоставляют нам необходимые документы и расчёты. Если нам требуется дополнительная информация, мы её запрашиваем, как у самих перевозчиков, так и у органов местного самоуправления».
Виталий Иванищев, общественный деятель:
«Когда водители перестанут быть индивидуальными предпринимателями? Когда риски на себя начнут брать транспортные компании и муниципалитет? Мы можем сколько угодно ругать и наказывать водителей, но пока у них главная цель – собрать больше денег, чтобы прокормить себя и выполнить план, у нас будут продолжать гибнуть люди на улицах. Оштрафуем водителей, они уйдут, но где взять новых?
Необходимо перестраивать всю систему. Поднимем цену на три рубля – эта ущербная система просуществует ещё год, на шесть – ещё два-три года. Без кардинальной реформы повышение платы не дастничего.
А сейчас водители реформы не хотят. Они хотят больший тариф, чтобы заканчивать работу не в девять, а в восемь часов вечера. Когда будет нормальная дорожная карта, в которой будет прописана цель – комфортный городской транспорт с проездными, выделенными полосами, транспортными, а не банковскими картами?»
Людмила Мошурова, жительница Воронежа:
«Конечно, я не согласна с увеличением тарифа. Качество перевозок не улучшится, никто из перевозчиков не откажется сразу от старой техники. Они повысят плату и будут грести деньги. Если из десяти автобусов поменяют один – это будет хорошо. Особенно больно подорожание ударит по жителям пригородов, которых заставят пересаживаться на другой автобус. Говорят об удобстве для пассажиров, а на самом деле просто делят рынок».