28 марта руководители строительных организаций, специалисты-проектировщики, девелоперы и другие представители отрасли собрались в сити-парке «Град» на межрегиональном форуме «Воронеж BUILD».
В центре внимания была тема кардинальных изменений в системе долевого строительства. Кроме того, обсуждалась работа над новым генпланом Воронежа. В форуме принял участие губернатор области Александр Гусев.
По новой схеме
Строительный форум «Воронеж BUILD» уже стал узнаваемым брендом. В этом году он собрал 200 участников из 15 регионов страны.
Перед пленарным заседанием участники за круглым столом обсудили новшества в долевом строительстве. С 1 июля жилые дома будут строиться по системе проектного финансирования, когда средства покупателей аккумулируются на специальных эскроу-счетах в банках. Строители получают деньги клиентов, когда дом уже сдан, а первая квартира оформлена в собственность. Так что обманутых дольщиков больше не будет.
На круглом столе обсуждались стандарты деятельности застройщиков и взаимоотношения с банками. Итоги дискуссии подвел Александр Гусев.
«Тот, кто намерен и чувствует, что может получить проектное финансирование, должен сейчас подавать документы. Это крайне важный момент. Мы должны договориться с коллегами из банковской сферы и начать отслеживать количественные показатели поданных заявлений на финансирование. Президент несколько раз подтвердил, что это решение принято на самом высоком уровне, и никаких возможностей работать вне этой схемы не будет», – предупредил губернатор.
И центр, и окраины
После этого состоялась торжественная церемония открытия «Воронеж BUILD». Александр Гусев пожелал, чтобы форум подарил не только интересное общение, но и принёс практическую пользу.
«Воронежская область занимает третье место в ЦФО по объёмам и качеству строительства, – отметил глава региона. – Мы не только активно занимаемся развитием центральной части города. Его окраины – достаточно современное пространство, где людям удобно и комфортно жить».
Затем губернатор осмотрел выставочную экспозицию «Воронеж BUILD», где были представлены строительные материалы, техника и оборудование. Он также ознакомился со стендом департамента строительной политики области.
Скверы на месте трущоб
Затем началось пленарное заседание «Генеральный план Воронежа – взгляд из будущего». В обсуждении приняли участие известные урбанисты и проектировщики, руководители градостроительного блока, девелоперы.
«Нам повезло дважды. Мы успели организовать разработку генплана и выбрать правильного исполнителя, что не всегда получается у городских администраций. Надеюсь, что подрядчик сумеет сделать всё качественно и профессионально, – отметил губернатор. – Я считаю, что нельзя рассматривать Воронеж как самостоятельную административную единицу, мы должны говорить о городской агломерации. И, соответственно, мы должны приступить к работе по увязыванию разрабатываемого генплана с генпланами развития территорий, которые входят в городскую агломерацию. Такую работу мы начнём. Генплан – это документ для специалистов, а нам важно вовлечь в это жителей».
При этом один из ключевых моментов, по мнению Александра Гусева, – развитие застроенных территорий.
«Здесь нужен взвешенный подход. Я думаю, мы должны часть территорий, которые выводятся из-под аварийного и ветхого жилья, оставлять в качестве общественных пространств. Мы вели локальную работу: когда сносили небольшие объекты, оставляли площадки под небольшие скверики. К тому же в центральной части города есть дефицит земли под социальные объекты. Это тоже нужно учитывать», – поставил задачу глава региона.
При этом генплан должен задать направление и для развития городской экономики.
«Речь идёт не только об экономике градостроительной. Город будет привлекателен, если здесь будут рабочие места, привлекательные и для тех, кто здесь живёт, и для тех, кто хотел бы приехать, – пояснил Александр Гусев. – С этой точки зрения развитие экономики – одна из главных задач правительства Воронежской области. В том числе это должно происходить и за счёт создания особых территорий, на которых могла бы развиваться промышленность. Особая экономическая зона уже состоялась, статус получен, и я надеюсь, что уже до конца этого года мы сумеем привлечь более пяти резидентов».
Не вширь, а вглубь
Прозвучал и вопрос о том, нужно ли окружать ОЭЗ жильём.
«Я не считаю это обязательной задачей, – ответил глава региона. – Да, близость к месту работы – вещь удобная, но жить на окраине и быть удалённым от основных городских центров притяжения – тоже не совсем комфортно. Рядом с ОЭЗ может появляться жильё арендного плана для прикомандированных на период строительства и т. д. Но массового строительства не нужно. А вот транспортную доступность обеспечить мы обязаны».
Один из острых вопросов – изменение административных границ Воронежа. Губернатор дал понять, что в этом вопросе спешки не будет.
«Статус городских и сельских территорий сейчас уже достаточно размыт. Мы понимаем, что агломерация с точки зрения комфорта проживания многое сгладила. Но сельские территории, став городскими, потеряют какие-то преференции, и для людей это чувствительно. Поэтому я не сторонник расширения административных границ, а вот глубокое кооперирование в рамках агломерации в сферах транспортных и инженерных коммуникаций необходимо. Эти вопросы нужно отразить в генплане и более тщательно проработать в документах, которые будут приниматься на его основе», – подвёл итог глава области.
«Сейчас у нас составляется комплексная схема организации дорожного движения, – продолжил тему мэр Воронежа Вадим Кстенин. – Работа эта производится параллельно с разработкой генплана. Для Воронежа это уникальный процесс. На сегодняшний день мы уже приступаем к реализации перспективного плана развития автомобильных дорог. Александр Викторович Гусев одобрил начало строительства ряда знаковых и достаточно ресурсоёмких объектов. Это расширение улицы Острогожской, строительство остужевской развязки, дублёр Московского проспекта, который сейчас проектируют, и многие другие серьёзные объекты. Без развития городской дорожной сети, без нового транспортного каркаса Воронеж двигаться вперёд такими темпами больше не может. Ещё одно направление – развитие депрессивных территорий. На мой взгляд, перспектива роста города вширь на сегодняшний день не обеспечена ни инженерной, ни транспортной инфраструктурой. Надо максимально использовать депрессивные территории в центральной части города».
Заместитель директора института Генплана Москвы, разрабатывающего генплан Воронежа, Александр Коллонтай сообщил, что в ближайшие дни завершается первый этап работ – подготовка концепции – и представил подробную презентацию.