Примерное время чтения: 7 минут
339

Режиссер из Кембриджа Пол Борн: «Россия – магнит для творческих людей»

Сюжет Платоновский фестиваль искусств

В рамках Платоновского фестиваля искусств на малой сцене Воронежского театра драмы имени А. Кольцова прошла премьера спектакля «Блаженство» Menagerie Theatre Company из Великобритании. В основу пьесы легла знаменитая повесть Андрея Платонова «Река Потудань» - история о возвращении после Гражданской войны солдата Никиты в родную деревню, встрече с подругой детства Любой и попытках построить новую жизнь.

После премьеры спектакля «Блаженство» режиссёр Пол Борн и драматург Фрейзер Грейс провели пресс-конференцию с воронежскими журналистами и рассказали, как им работалось с текстом Платонова, какова дальнейшая судьба постановки, а также поделились своими впечатлениями о России.

Фото: Дом журналистов

Любовь побеждает

- На Платоновском фестивале прошла премьера вашей постановки. Довольны первым показом?

Пол Борн: В первую очередь, нам очень понравился теплый прием воронежских зрителей. Что касается самой постановки, то это был первый показ, и нам еще предстоит вжиться в нее. Мы очень старались и даже выучили небольшой отрывок русской народной песни «Ой, мороз, мороз». Я думаю, что мы будем исполнять ее на русском, даже когда будем ставить пьесу в Англии.

- Сложно ли вам было работать с текстом Платонова?

Пол Борн: Это был мой первый опыт работы с российским писателем. Ставить спектакль по произведению Андрея Платонова – большая честь для нас. Мы попытались сохранить основную идею повести, но, в первую очередь, нас волновала не история страны, а история людей и то, что стало с ними после Гражданской войны. Несмотря ни на что, люди продолжали жить, любить. Главный герой Никита фактически уничтожен войной, но в нем не угасла человечность. Пьеса начинается с «голодного» вопроса Любы про еду, а заканчивается на душевной ноте словами: «Позволь мне согреть тебя». И я в восторге от финальной сцены, когда главные герои остаются вдвоем в постели. Они выжили. Они победили. И у них есть любовь.

Фрейзер Грейс: Я наткнулся на повесть «Река Потудань» случайно много лет назад, и она глубоко запала мне в душу. В первую очередь, меня зацепила некая необъяснимость. С одной стороны, Платонов не жеманится называть вещи своими именами – конкретно, порой грубо, а, с другой стороны, в его произведении есть чувства – любовь, доброта, оптимизм. Возможно, он не питал иллюзий в политическом устройстве, но по отношению к простым людям у Платонова была вера в то, что они все смогут преодолеть. Никита и Люба – выжившие. Они пытаются построить новую жизнь. И только к концу пьесы, наперекор всем бедам и несчастьям, они воссоединяются. У них появляется вера, что жизнь все-таки может наладиться. По характеру эта пьеса чисто русская. Я думаю, что в Британии было бы больше разума, чем чувств.

- Вам удалось добиться эффекта «полного погружения» в спектакль. Вы целенаправленно использовали этот прием?

Пол Борн: Да, я использовал этот прием и раньше. В Воронежском драмтеатре сцена сама по себе к этому располагала. По обеим сторонам сцены находились зрители. Они тоже были сопричастны происходящему. Зрители стали частью этого мира. Они проходили через сцену, вступив в «мир Платонова» и его повести.

- Как создавались декорации для спектакля?

Пол Борн: Четыре года назад я был на фестивале в Праге, и мое внимание привлекла конструкция из поддонов. Тогда я понял, что их можно использовать в качестве декораций. Во-первых, они мобильны. В спектакле актеры ловко перекладывают их с места на место. Во-вторых, через них хорошо все видно, можно наблюдать за окружающим миром. И нам даже не пришлось везти их за собой из Англии. В Британии мы репетировали со своими поддонами, а в Воронеже нашли местные.

Фото: Платоновский фестиваль/ Андрей Парфенов

«Довезем до Лондона»

- Расскажите о дальнейшей судьбе спектакля. Планируете ли вы гастролировать с ним и дальше?

Пол Борн: Пьеса, однозначно, будет жить. В следующем месяце мы будем ее показывать у себя в Кембридже, в нашем местном театре. А к 2020 году планируем довезти «Блаженство» до Лондона.

- В рамах Платоновского фестиваля прошло обсуждение спектакля со зрителями. В своем театре вы тоже используете эту форму взаимодействия с аудиторией?

Пол Борн: Да, в театре Кембриджа мы также обсуждаем свои спектакли со зрителями. Хочу заметить, что это очень конкурентная среда, где зрители соревнуются в остроумии. Они задают вопросы, тем самым пытаясь продемонстрировать свои знания в той или иной сфере.

О стереотипах и первых впечатлениях

- С какими стереотипами вы ехали в Россию? Какое впечатление на вас произвела страна?

Пол Борн: Я влюблен в Россию. Эта страна всегда была в центре истории и знаний. Она – магнит для людей творческих профессий. Когда я учился режиссуре, то меня постоянно сопровождали русские громкие имена – Чехов, Станиславский и многие другие. Впервые я приехал в Россию в 1982 году – в Ленинград, - и это была любовь с первого взгляда. Впоследствии я побывал и в других российских городах и могу сказать, что все они разные. Санкт-Петербург – более европейский город, Москва – столица бизнеса, Сочи ассоциируется с отпуском, морем и пляжем. На контрасте я также побывал в Магнитогорске. Я сделал вывод, что людям там живется нелегко. Они трудятся не покладая рук, и это видно по их лицам. Люди не живут, а выживают. В Воронеже я мало что успел посмотреть. Но могу сказать, что это город уверенных людей. Все, с кем я общался, с гордостью говорят, что они из Воронежа.

А мой любимый стереотип о русских – это их тосты на вечеринках. Мне посчастливилось побывать на нескольких русских вечеринках по случаю дня рождения. Я знал, что, если приглашено 30 гостей, значит надо настраиваться на 30 длинных речей. Здесь очень любят говорить «спасибо» родственникам, друзьям. Каждый тост – это длинная история о знакомстве и других воспоминаниях.  

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах