В Воронеже в Доме губернатора до 30 июля проходит выставка скульптора, художника и архитектора Федора Кузьмича Сушкова. Экспозицию под названием «Иной взгляд на видение Нового Завета» привезла в Воронеж внучка мастера – Анна Назарова-Сушкова, которой художник завещал все свои картины. Она живет в Италии, где создала фонд по культуре и искусству SushkovArtHouse и организует выставки работ своего деда по всему миру. В Воронеже экспозиция была представлена в третий раз.
Скульптурные композиции Фёдора Сушкова знакомы буквально всем воронежцам. Хотя далеко не каждый с ходу сможет назвать автора таких достопримечательностей города, как памятник Славы на Московском проспекте, или мемориальный комплекс на площади Победы.
Пейзажи, портреты и «Штрафбат»
На представленных на выставке картинах были и горные, и морские пейзажи, и виды русской природы. Огромный интерес зрителей вызвала большая коллекция графики 30-х годов, когда Сушков учился в рисовальной школе у Александра Бучкури, ещё одного известного воронежского художника.
Но особое внимание привлекали такие картины, как «Явление Иисуса на море», «Буря на море», «Мухаммед», и картина-размышление, картина-мозаика с несколькими сюжетами «Штрафбат», связанная с участием Фёдора Сушкова в Великой Отечественной войне. На переднем плане – автопортрет художника рядом с мольбертом и красками. На полотне – сцены сражений, военного госпиталя, куда он попал после серьёзного ранения, и наверху боец выносит на себе из-под огня раненного товарища.
Всё это – воспоминания о войне и своём удивительном спасении, когда художнику было всего двадцать лет. Как отметила во время открытия выставки внучка Федора Сушкова Анна Назарова, после этого спасения у Фёдора Кузьмича произошёл переворот и переосмысление всей жизни.
Отметим, что сам художник был глубоко верующим человеком. Он родился в 1923 году в селе Новосолдатка Острогожского уезда. Рано остался сиротой, у него погибли родители, и мальчика воспитывал дед – церковный староста в селе. Дед был набожным и очень грамотным – знал математику, литературу, историю, географию, арабский, греческий, латинский языки. Старался прививать внуку любовь к книгам, уважение к религии. В старших классах Фёдор начал заниматься в художественном училище. Но окончание школы совпало с началом войны. На тот момент Фёдору было 18 лет. В первые дни войны, как и многие его ровесники, он отправился на фронт. По рассказам родных, дед надел ему на шею маленькую иконку Божьей Матери и сказал, чтобы молился ей.
Фёдора отправили на курсы ротных командиров, после чего назначили командиром штрафного батальона. Под его командованием было около 500 бойцов. В одном из боёв он был тяжело ранен. Из-под обстрела его выносил товарищ. Выйти удалось. Фёдор попал в госпиталь и пережил клиническую смерть.
Добавим, что Сушков был награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, «Знак Почёта», а также медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Приняли с поправками
После войны Фёдор Сушков учился в Харьковском художественном институте. В 1955 году по распределению он вернулся в Воронеж, где начал работал скульптором мо¬ну¬мен¬тально-декоративного искусства. По словам его родных, во многие свои работы он вкладывал религиозный смысл.
Судите сами. Мемориальный комплекс на площади Победы знают все воронежцы, его обязательно посещают гости города и туристы. Сам мемориал был открыт 9 Мая 1975 года к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. Время социализма, воинственного атеизма. Проект комплекса принимали и утверждали на разных уровнях областного комитета КПСС. Какой религиозный смысл можно было тогда внести в монументальное произведение? Но ведь получилось – проект приняли с небольшими поправками.
Напомним, в центре комплекса – фигура женщины с ребёнком. Кому-то из комиссии она показалась похожей на Богородицу с младенцем на руках. Да, у автора мать держала на руках мальчика. И для него это был образ Божьей Матери. На головку ребёнку рекомендовали надеть чепчик, чтобы избежать сходства с изображениями на иконах. Чепчик надели. Мальчик превратился в девочку.
Но на выставке можно было увидеть эскиз матери, держащей на руках ребёнка. Эскиз датирован 1973 годом и полностью отражал первоначальный замысел художника по центральной фигуре мемориального комплекса. И все остальные двенадцать фигур тоже «говорящие».
Да, мемориал включает именно двенадцать фигур (по числу апостолов) взрослых людей и младенца. Здесь бойцы практические всех родов войск – лётчик, морской пехотинец, танкист, рабочие, крестьянка с хомутом на шее, которая в годы войны выносила все тяготы тех страшных лет, и, наконец, самая последняя фигура справа – девушка, которая держит в руке снятую с головы фату. Это вековуха – жених уже никогда не вернется с войны.
На выставке в Доме губернатора был ещё один очень интересный эскиз. Это стела на площади Победы, переосмысленная Фёдором Сушковым. На самом её верху находился не орден Великой Отечественной войны I степени, как сейчас, а изображение Бога-отца, который спускает на землю своего сына, Христа. Как бы могла выглядеть совсем другая стела на площади Победы, можно увидеть в художественном каталоге, представленном на выставке.
По словам воронежского краеведа
Елены Устиновой, библейский подтекст есть и на памятнике Славы, что на Московском проспекте. Он был открыт 24 января 1967 года. Открытие приурочили к очередной годовщине освобождения Воронежа от фашистов. Памятник установлен на братской могиле воинов Советской Армии, погибших в боях за Воронеж во время Великой Отечественной войны в 1942-1943 годах. На барельефе – погибающий воин и кормящая мать с младенцем.
Елена Устинова обращает внимание на прическу женщины – это слишком пышная и необычная коса, которая является нимбом над головой Богородицы, а младенец – Иисус. То есть памятник фактически венчает икона Богородицы.
Чтобы помнили
Фёдор Сушков сейчас возвращается на родную землю вместе со своими картинами, которые он создавал в основном в конце 90-х годов прошлого века. И прекрасно, что Анна Назарова и её фонд по культуре и искусству предоставляет воронежцам возможность познакомиться с этой стороной творчества мастера, ставшей для него главной в последние годы жизни.
В память о выдающемся скульпторе в 2019 году в Воронеже была открыта мемориальная доска на фасаде выставочного зала местного отделения Союза художников, где долгое время находилась мастерская Фёдора Сушкова. И этот не всё – в 2020 году в Коминтерновском районе Воронежа улицу Светлую переименовали в улицу Фёдора Сушкова.
На последней выставке прямо при входе висело официальное письмо президента Российской академии художеств
Зураба Церетели, адресованное губернатору Воронежской области
Александру Гусеву. Известный российский скульптор просит в нём местную власть оказать содействие в создании музея Фёдора Сушкова. Письмо было датировано мартом прошлого года.
Рядом явно не хватало другой информации. Посетителям выставки было бы интересно узнать, а что думает по этому поводу местная власть? Быть может, уже предпринимаются какие-то шаги по созданию музея нашего земляка?
Справка
Фёдор Сушков (1923-2006) – Почётный гражданин Воронежской области, советский и российский скульптор, художник, архитектор, член Союза художников СССР, ветеран Великой Отечественной войны.
Автор более пятидесяти скульптурных композиций на территории бывшего СССР, в том числе в Ростове-на-Дону, Кемерово, Смоленске, Харькове. Большинство монументов в Воронеже и Воронежской области также созданы Фёдором Сушковым. Это памятник Славы на Московском проспекте, мемориальный комплекс на площади Победы, памятный знак «Самолёт Покрышкина» в Юго-Западном микрорайоне, мемориал «Звёзды Славы» в Нововоронеже, памятник «Прорыв» в селе Верхний Мамон, памятник героям Гражданской войны в Россоши и многие другие.
Сушков – автор декоративно-скульптурных композиций, выполненных для Дома культуры имени 50-летия Октября, научно-исследовательских институтов механического и электромеханического заводов. Его кисти принадлежат более 400 пейзажей и картин на религиозную тематику.
Фёдор Сушков был награждён множеством интернациональных премий.