Поколения советских школьников прекрасно помнит картину воронежской художницы Ксении Успенской «Не взяли на рыбалку», которая долгие годы украшала страницы «Родной речи».
Впервые картину напечатали в учебнике в 1955 году, и школьники многие годы писали по ней сочинения. На выставке в Москве, где художница представила это полотно, его сразу выкупила Государственная Третьяковская галерея.
На днях в Воронежском областном художественном музее имени Крамского открылась выставка «Ксения Успенская. Совершенное чувство прекрасного», посвящённая 100-летнему юбилею художницы.
Что в душе у ребёнка?
Ксения Успенская родилась в Воронеже в 1922 году в семье профессора сельскохозяйственного университета Николая Успенского, известного советского биолога и специалиста в области семеноводства. Она росла в интеллигентной среде, получила хорошее образование и с детства увлекалась живописью. Ходила в кружок рисования, которым руководила ученица Николая Рериха Нина Каппер, а позже уехала в Москву и поступила в институт декоративного и прикладного искусства на факультет художественной керамики. В столице она работала в НИИ строительных материалов, а также посещала изостудию Петра Кончаловского.
Известный художник высоко оценил её этюд «Туманный вечер» и сказал, что ей нужно сосредоточиться на живописи. Что она и сделала. После того, как Ксения Успенская вернулась в Воронеж в 1953 году, появились её знаменитые картины, главными героями которых были дети. Жанровые работы, раскрывающие психологию ребёнка, стали визитной карточкой художницы. В их числе «Водные процедуры полезны всем», где девочка чуть не плачет, когда её брат купает куклу, и полотно «Не взяли на рыбалку» с обиженным ребёнком.
Чтобы добиться психологически верного портрета, художница пробовала изображать разные эмоции. Так, в частных коллекция сохранились десятки эскизов её знаменитых работ. Например, перед тем как нарисовать «Не взяли на рыбалку», Ксения Успенская пробовала изобразить разные эмоции у девочки, которая выглядывает из-за двери.
Сначала – грусть и сочувствие, но на итоговой картине это уже улыбка. Кстати, эти зарисовки, как и сама картина, появились после того, как художники выезжали в Нововоронеж. Именно там Успенская рисовала с натуры.
Свою художественную карьеру мастер довольно долго совмещала с преподаванием. С 1966 года в сельскохозяйственном университете открыли архитектурное отделение, и там художница обучала рисунку. По воспоминаниям её учеников, это были очень творческие занятия.
Не выставка – мастерская
Сами сотрудники музея имени Крамского выставку картин Ксении Успенской называют «мастерской художника», так как в экспозиции представлено много эскизов и этюдов, по которым можно отследить, как менялись идеи при поиске мастером правильных эмоций для героев своих полотен.
«У Успенской женская живопись – портреты, лирические пейзажи, и её в основном знают с этой стороны. Но она была гибкая и пробовала себя разных направлениях, – рассказывает старший научный сотрудник музея Валерия Меремьянина. – Так, в семидесятых годах она пробовала себя в технике монотипия. Это когда наносят краску на стекло или металл и затем производится печать на бумагу. В её исполнении это не привычный соцреализм – это абстрактные фигуры и яркие краски. Все работы в этой технике находятся в частных коллекциях и обывателю их увидеть негде».
Картины в технике монотипия появились, когда Ксения Успенская ездила по Индии со своим вторым мужем – живописцем и художником-графиком Василием Криворучко.
Несмотря на то, что художница писала в основном в жанре соцреализма, в её творчестве можно найти отголоски разных мастеров. Например, у неё есть заимствования от Александра Дейнеки, у которого она училась в Москве. Или от Александра Коровина – например, этюд «Туманный вечер», где нет чётких фигур. Некоторые работы говорят о влиянии французских импрессионистов, хотя за рубежом Успенская не училась. Таким образом она пробовала себя. Даже делала наброски фломастерами, чтобы запечатлеть момент. Правда всё равно возвращалась к портретам и теме детей.
Своего сына Успенская изобразила в разных возрастах. И как всегда в её портретах была психологическая точность. Маленький мальчик смотрит точно на маму, а вот взрослый юноша уже смотрит вдаль, он погружён в свои мысли.
Несмотря на широкую известность, Ксения Успенская так и не получила ни одного звания.
«Однажды я её спросил, почему у такого известного человека, которого знали во всех уголках нашей страны, нет ни заслуженного, ни народного звания. На что она ответила: что звание! Я имею более весомую вещь: у меня есть имя», – рассказал коллекционер Александр Гуторов.
Что интересно, в конце жизни художница снова вернулась к теме детей. И если её известность началась с картины «Не взяли на рыбалку», то завершила своё творчество Ксения Николаевна картиной «На рыбалке». Она работал над ней семь лет и закончила в 2016 году, когда ей было 94 года.
Выставка «Ксения Успенская. Совершенное чувство прекрасного» проработает в музее имени Крамского до 17 июля. В экспозиции около 80 картин и графических листов. Спешите увидеть!
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.