Примерное время чтения: 8 минут
340

Воронежская утопия. Как выглядел бы город, если бы обещания выполнялись?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ-Черноземье 26/04/2022
Алена Повалюхина / АиФ

Восстановленный петровский цейхгауз, ландшафтный парк на набережной, фонтаны в дикой части Центрального парка, городской рельсовый транспорт – именно так, согласно концепциям, презентациям и предвыборным обещаниям, должен выглядеть прекрасный Воронеж-2022.

Вы ничего этого не видите? Подождите – всё будет, вам же обещали! Чем меньше остаётся деревьев, чем хуже ходит общественный транспорт, тем смелее фантазия чиновников и приглашённых «гроссмейстеров» от архитектуры и урбанистики. Тут уж не до общественных туалетов или газонов – такие мелочи недостойны высокого жанра.

На трамвае по острову

Начнём, пожалуй, нашу экскурсию с Петровского острова. Посмотрите налево: перед вами трактирный двор XVIII века. Теперь направо: там высятся сторожевые башни XVII века. Рядом с ними – зона отдыха с гамаками и беседками. А прямо перед вами – цейхгауз, копия здания петровских времён, разрушенного во время войны.

Именно так должен выглядеть остров к отмечаемому ныне 350-летнему юбилею царя-реформатора – по крайней мере, об этом говорили региональные чиновники, представляя концепцию в декабре 2019 года. В реальности, однако, там всё тот же бурелом.

Но к чему вспоминать предания доковидной эпохи? Мы неудержимо мчимся вперёд на парусах фантазии. И вот уже на официальной странице губернатора «ВКонтакте» появилась карта с гипотетическим маршрутом речного трамвайчика, который движется по акватории водохранилища, обходя одну за другой 15 пристаней.

«Многие из вас катались на речных трамвайчиках, а хотели бы добираться так на работу? Задумались над созданием вод­ного транспорта на нашей акватории». Судя по комментариям под новостью, воронежцы, которые каждый день вынуждены томиться в пробках и унижаться в общественном транспорте, восприняли реплику как издёвку.

А жаль, ведь именно такие смелые идеи двигают вперёд города и страны. Но воронежцы научены горьким опытом и понимают, что между красивыми предложениями местных и региональных начальников и действительностью – глубокая пропасть. Вот лишь несколько цитат 2018 года:

«Предварительная оценка перспективности проекта – положительная. Мячик на нашей стороне, нужно всё обосновать. Есть уверенность, что инвестор зайдёт на привлекательный проект»;

«Голову давать на отсечение не буду, но проект состоится»;

«Ветка, запланированная к строительству в первой очереди, свяжет воронежский аэропорт и Левый берег».

Всё это – о пресловутом воронежском метро. Чиновники проводили тендеры проектов и презентации в федеральном правительстве, с помпой вози­ли по городу делегацию некой японской фирмы с труднопроизносимым названием. И это при том, что сразу было ясно: даже минимально необходимые 38 млрд руб. взять неоткуда.

Закончился предвыборный цикл, и, выждав приличную паузу, руководители признали очевидное: никакое метро в Воронеже невозможно ни финансово, ни технически, ни организационно. Доверчивые воронежцы так и остались с лапшой на ушах.

Несвежее предание

Впрочем, и сегодня, как только во время прямых линий звучат естественные вопросы о маршрутках, которые разваливаются на глазах, попадают в аварии и перестают ходить после девяти вечера, тут же идёт в ход несвежее предание о рельсовом транспорте или метробусе.

Но первый, по оценке «РосдорНИИ», обойдётся в один миллиард рублей за километр – и это при том, что в бюджете не закладывают денег даже на оборудование конечных остановок автобусов или оплату работы перевозчиков.

А метробус – автобус, идущий по выделенным полосам, – по оценке экспертов, теоретически возможен. В основном этот вариант выбрали города третьего мира – Богота, Сантьяго, Джакарта и т. д. – но Воронежу до них пока далеко. Первую линию – от ВГУ к аэропорту – обещают проложить только к 2026 году.

Но справятся ли с задачей наши эффективные менеджеры? Пока они не осилили даже такую «инновацию», как проездной билет, несмотря на то, что губернатор утвердил идею в феврале 2021 года.

Пальцем в небо

Тем более, как показывает жизнь, любые сроки у нас определяются тычком пальца в небо. Так, на полдороге застряла реконструкция Центрального парка. Его дикую часть обещают благоустроить уже шесть лет, но работа до сих пор не началась.

Про достойный гоголевского Манилова проект голландской фирмы с прудом, пляжем, водопадом, мостом, фруктовым садом и т. п. сегодня никто не вспоминает, а ведь обо всём этом тоже говорилось с серьёзным выражением лица.

Как нам объяснили, Центральный парк пока не в приоритете. И, возможно, к лучшему, если посмотреть на многострадальный «Орлёнок», для которого двухлетняя реконструкция обернулась незапланированной вырубкой полутора сотен деревьев.

В приоритете – набережная: причал для лодок и яхт, смотровая площадка, велодорожка, скейт-парк, спортивные площадки, скамейки, зоны барбекю и т. д. Недавно мэр Вадим Кстенин объявил, что реконструкция первой очереди – от Чернавского моста до Адмиралтейской площади – начнётся уже в мае, а закончится в июле 2023 года.

Хочется верить, что хотя бы в этом случае всё не закончится вечным долгостроем, тем более что удачные примеры благоустройства у нас тоже есть. Достаточно упомянуть «Дельфин», оставшуюся часть которого – без ампутированных кусков, занятых разорившимся аквапарком и ЖК с народным названием «Горелый», – всё же удалось привести в порядок.

Разумеется, нашим чиновникам многое мешает: то посткрымские санкции, то пандемия. Теперь можно ссылаться на спецоперацию. Но в соседнем Белгороде в реальности, а не в фантазиях, уже ходит метробус, в Краснодаре строятся новые парки и трамвайные линии, а в Ростове – без всяких концессий – в прекрасном состоянии подземные переходы. Так что, очевидно, дело не в санкциях, а в умении принимать решения и нести ответственность за свои слова.

В зоне отчуждения

Политолог Владимир Киреев:

«Речной трамвай – идея сугубо положительная, очень сильный ход с точки зрения туристической привлекательности. Ведь сегодня берега водохранилища – это зона отчуждения: территория не благоустроена, без прогулочной инфраструктуры. Потенциал уникального водоёма не используется даже на 1%.

Другое дело, что о парке рядом с воронежским водохранилищем говорили ещё в середине 2000-х, при губернаторе Кулакове. Никакого продвижения нет. Урегулирован только вопрос с «Дельфином» и «Алыми парусами». Прекрасный шаг, но этого очень мало.

Можно построить парки, велодорожки, корты, кафе. Посмотрите, на Правом берегу есть яхт-клуб. Но он используется узкой группой лиц и, находясь в черте города, недоступен для горожан. Это показывает социальное расслоение: люди с деньгами демонстрируют пренебрежение к остальным.

Я помню, как 20 лет назад мы студентами в полночь разъезжались на общественном транспорте. Сейчас 2022 год, а из центра города невозможно уехать после девяти вечера. Что это? В торговых центрах люди работают до 10–11 часов и каждый день вынуждены пользоваться такси. Это просто издёвка. Любая поездка в воронежском общественном транспорте вызывает отвращение.

Если бы японцы построили за свои деньги метро, город бы сразу вырос. Сюда бы приехало ещё 150 тыс. человек, увеличилась бы деловая активность. Метро бы само себя окупило. Но наши чиновники только фантазируют. Кадырова на них нет…»

Остров с медведями

Доктор филологических наук, общественный деятель Владимир Сапунов:

«Фэнтезийных обещаний очень много. Когда я вожу гостей из других городов и стран на набережную, начинаю придумывать истории про остров, на котором гуляют медведи, – выглядит очень похоже. Естественно, никакого благоустройства там не ожидается, всё это пустые разговоры.

То же самое – с речным трамваем. Сама по себе идея прекрасна. Но по реалистичности её можно сопоставить с легкорельсовым метро: ни того, ни другого в ближайшее время не будет.

Заповедь хорошего пиарщика: «Сказал – сделай». А если всё остаётся на уровне обсуждений в интернете, ничего хорошего ждать не приходится. Можно нарисовать сколько угодно красивых проектов, но они выйдут боком, если не будут воплощены.

Можно работать и над общественным транспортом, и над речным трамваем – одно другому не мешает. Но пока это всего лишь неудачный пиар-ход, который сработает во вред его авторам. Прежде чем забросить идею, нужно подумать о её реализации».

Фото: АиФ

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах