Между тем год от года вложения в дорожное строительство и ремонт увеличиваются. В 2021 году под эти цели из федерального и регионального бюджетов было выделено 17 млрд рублей. На что потрачены деньги, как избавиться от бесконечных пробок, и где в регионе по-прежнему не проехать? В проблемах местных дорог разбирался «АиФ-Воронеж».
Отрезаны от мира
По словам главы департамента дорожной деятельности Максима Оськина, около 2,8 млрд руб. ушли на содержание областных дорог, ещё порядка 2,6 млрд – на их ремонт (это почти 300 километров). Для сравнения: на ремонт городских путепроводов, попортивший немало нервов воронежским водителям, затратили не более 800 млн рублей. Больше одного миллиарда рублей «съедает» содержание улично-дорожной сети Воронежа. Сюда включаются придорожные полосы, инженерные сооружения, поддержание в хорошем состоянии дорог в микрорайонах, уличное освещение.
Крупная статья расходов - около 2,8 миллиарда рублей – ремонт дорог в сёлах и райцентрах. Около одного миллирда стоит их новое строительство. Некоторая часть средств идёт на создание дорог в отдалённых населённых пунктах. Таких деревень в Воронежской области около 200. Там нет асфальтированных трасс, а, следовательно, и связи с большой землёй в осенне-весеннюю распутицу. В итоге, отрезанными от цивилизации ежегодно остаются десятки семей, и большинство из таких заложников – старики.
В числе самых проблемных остаются Ольховатский, Верхнемамонский, Лискинский и Подгоренский районы – там самое большое количество деревень и сёл, жители которых никогда не видели асфальта. И почти в каждом районе области есть один-два населённых пункта, где связь с остальным миром возможна только через грунтовки и щебёночные насыпи.
Кстати, как считает Максим Оськин, ямочный ремонт дорог зимой – нормальное явление. Главное, чтобы в этот момент не шёл дождь или снег, а вот морозы и небольшую влажность новые технологии предусматривают. К тому же, с точки зрения расходования бюджетных средств, процедура эта гарантийная, то есть, подрядчики латают магистрали, как правило, за свой счёт.
Без жертв не получится
Все прошлые годы Воронеж попадал в рейтинг городов с самыми загруженными дорогами, поэтому борьба с пробками давно стала притчей во языцех. А вот в этом году в 10-ку самых «застойных» городов мы не вошли – возможно, всё ещё впереди или, действительно, подействовали транспортные реформы.
Самым проблемным по части заторов горожане считают Северный район. Там в часы пик пробки доходят до восьми баллов. Жители ул. Шишкова и Олимпийского бульвара стоят в них по два раза в день. Что произойдёт, когда в 2023 году на Московском проспекте заработает одна из самых больших школ в России на 2, 8 тыс. мест, даже страшно представить.
По мнению чиновников, конструктивное решение этой проблемы – строительство дорог-дублёров. Например, дорога должна пройти по Антонова-Овсеенко и Солнечной, с выходом на Московский проспект. Но здесь есть свои нюансы. К примеру, часть такой дороги захватит Северный лес. И если одни воронежцы готовы пожертвовать деревьями ради «беспробочной» езды, то другие категорически против.
Есть и глобальное решение, касающееся загруженности всего города – «закольцовка» (дорога пройдёт от Нагорной дубравы до ул. Максима Горького). Но в этом случае придётся переносить «рыбацкие домики» в районе Чернавского моста, что большая проблема. Вот и выходит, что борьба с пробками в городе возможна только ценою жертв.
«Невозможно лечить алкоголизм, выдавая алкоголикам водку, невозможно тушить пожар бензином, также невозможно победить пробки, строя и расширяя дороги – количество автомобилей будет только расти, - уверен общественник и эксперт в транспортной отрасли Виталий Иванищев. – Первое и главное, что нужно сделать – это обеспечить всю необходимую инфраструктуру внутри района. Вы замечали, как уменьшается автотрафик в начале лета и увеличивается 1 сентября, и что машин становится меньше, стоит школам объявить карантин по гриппу? Ведь именно школьники – часто главные пассажиры. Чтобы уменьшить число автомобилей на улице, школы должны быть в пешей доступности от жилых домов, в каждом районе должны быть своя поликлиника, спорткомплекс, дворец культуры с кружками и секциями и пр.
Второе – это нормальный общественный транспорт. Автобус или троллейбус должны быть большой вместимости, с просторной накопительной площадкой и низким полом, ходить с утра и до позднего вечера, иметь собственную выделенную полосу. И третье – при дальнейшем развитии города надо задумываться не только о финансовых выгодах застройщика, но и о городской среде. Плотность некоторых районов просто зашкаливает. Городская дума должна думать о том, как ограничивать в таких местах строительство, а не решать, кто из депутатов застроит лакомый кусок».