Уже ясно: кроме ковида, 2020 год запомнится воронежцам пожарами и экологическими потерями.
Не успели леса восстановиться после страшного огня 2010 года, как вновь начались ЧП. На прошлой неделе в Воронеже под шумок бушующих на территории области ландшафтных пожаров загорелся многострадальный Северный лес, благо огонь вовремя затушили. Площадь возгорания составила около 2 гектаров. Правительство Воронежской области пообещало проконтролировать расследование происшествия.
А в Сомово взрослые деревья и молодые саженцы стали узаконенной жертвой бензопил. Лесники недоумевают: совсем рядом проходит просека, но новую дорогу решили прокладывать прямо через зелёный массив.
Ещё одна новостройка?
По данным областного управления лесного хозяйства, пожары в этом году затронули уже 1680 гектаров. Какие участки леса переживут бедствие, а какие погибли, пока не известно. При этом национальный проект «Экология» требует не только сохранять, но и увеличивать площадь лесных насаждений – на недавней видеоконференции об этом напомнила руководитель департамента природных ресурсов Наталья Ветер.
Между тем Воронежская область участвует и в другом нацпроекте – «Жильё», который предполагает кардинальное увеличение масштабов строительства. Один из перспективных микрорайонов должен расположиться рядом с ул. Изыскателей, севернее Сомовского лесничества – проект развития территории был до 13 октября выставлен на обсуждение на сайте мэрии и интернет-ресурсе «Активный гражданин».
Предполагается застроить огромную территорию – 115 гектаров. Жилые высотки будут достигать 26 этажей, общая площадь квартир составит 690 тыс. кв. м, а жить в них будут 23 тыс. человек.
Конечно, запереть такое количество новосёлов на окраине города невозможно – нужна новая дорога. В рамках нацпроекта должно быть построено продолжение ул. Богатырской от её пересечения с ул. Планетной.
Казалось бы, всё прекрасно, но дорога проляжет не по просеке, как та, например, что соединит микрорайон у больницы «Электроника» с ул. Землячки, а в ста метрах от неё, прямо через лес.
«Рядом с просекой тоже пришлось бы вырубить берёзы, но они там старые, больные, и скоро сами уйдут, – говорит государственный инспектор по охране леса Владимир Стенюшкин. – А тут под бульдозер идут здоровые деревья. Как в здравом уме можно было выбрать это направление?!»
С начала лета инспектор обращался в разные инстанции – областное управление лесного хозяйства, Рослесхоз, природоохранную прокуратуру, правительство, администрацию президента... Все ответы сводились к тому, что проект благополучно прошёл госэкспертизу.
Под вой бензопил
Наш корреспондент отправился на место и убедился, что работы уже идут полным ходом. Вой бензопил слышен издалека. Стоило лишь немного углубиться в лес, чтобы повстречать рабочих, которые одну за другой клали на землю берёзы. Чуть поодаль лежали длинные стволы сосен.
Наконец, встретилось и готовое основание будущей дороги, аккуратно засыпанное щебнем, – именно там, где после 2010 года для восстановления леса были посажены молодые сосны. Представители дорожной организации в ответ на упрёки инспектора сослались на проект, расписали плюсы нового микрорайона и заметили, что лес всё равно завален отходами и болеет – это правда: мусорные кучи и умирающие деревья бросались в глаза.
Но что бы ни побудило проектировщиков выбрать такое странное направление для дороги, сетовать поздно: деревья пошли под топор. А площадь потерянных зелёных участков можно будет включить в очередные планы лесовосстановления. Контора пишет, деньги осваиваются, все при деле.