Примерное время чтения: 6 минут
3489

«Работа без пола». Стюард - о женском коллективе и полетах в пандемию

По словам героя, бортпроводник - это профессия без пола.
По словам героя, бортпроводник - это профессия без пола. / Игорь Знаменский / Из личного архива

Седьмого декабря во всём мире отмечается День гражданской авиации. В канун праздника бортпроводник Игорь Знаменский рассказал «АиФ-Воронеж», почему стюардессами становятся в основном женщины и что изменилось в авиаотрасли в период пандемии.

Рабочий день начинается задолго до рейса 

Справка
Профессия бортпроводника родилась в 1928 году в Германии – тогда ими могли становиться только мужчины. В 1930-е годы в США решили всё поменять: привлекательные девушки на борту самолёта повышали не только имидж компании, но и безопасность полётов – потому что весили меньше. Первой в мире стюардессой стала Эллен Черч.

Сегодня стюардесса – это популярная женская профессия, и мужчин в качестве бортпроводников можно заметить редко. Каково же им работать в женском коллективе? Игорь Знаменский отвечает: так же, как в мужском.

«Бортпроводник – профессия без пола. У всех есть свои обязанности, и выполнить их нужно вне зависимости от того, мужчина ты или женщина. Конечно, если в рейсе есть мужчины-бортпроводники, их ставят туда, где нужнее физическая сила – обычно на кухню. Если нужно поднять тяжёлый чемодан, мы тоже приходим на помощь. В условиях полёта складывается такая атмосфера, будто мы знакомы всю жизнь», - делится Игорь.

Чудеса выдержки и самообладания в нужный момент проявляют и стюарды, и стюардессы. Любому бортпроводнику в первую очередь необходима стрессоустойчивость, а всему остальному можно научиться в процессе. Чётких и постоянных коллективов на борту самолёта обычно не складывается – нужно быть готовым работать с разными людьми. Но и это даёт свои плоды – учит адаптироваться к любым условиям и находить общий язык со всеми без исключения.

Игорь уверен: в редких случаях авиакомпании обращают внимание на пол соискателей. Просто спрос на вакансию бортпроводника со стороны девушек в разы выше. Требования к бортпроводникам у всех авиакомпаний разные, но едино одно: знание английского, отсутствие татуировок и шрамов на открытых частях тела и серьёзных ограничений по здоровью. Шанс на успех имеет любой, кто соответствует параметрам и имеет необходимые навыки.

Сферы ответственности бортпроводников – обеспечить пассажирам безопасность и первоклассный сервис. Но рабочий день стюарда начинается задолго до рейса: на работу он прибывает за два часа до вылета. За это время ему нужно успеть пройти осмотр врача, попасть на брифинг, а затем подготовить самолёт к приходу пассажиров. Если бортпроводник оказался болен или не прибыл на работу, его заменяет резервный – обычно он находится в ближайшем отеле и может в кратчайшие сроки исполнить указания руководства.

Когда стюарды оказываются в самолёте, у них остаётся ограниченное время, чтобы проверить исправность систем и наличие спасательных жилетов, принять на борт питание. Еду для пассажиров и экипажа готовит кейтеринговая компания (компания, которая готовит и доставляет еду в любую точку – ред.). В полёте бортпроводники разогревают еду в специальных духовках. Уборкой занимается клининговая компания.

«Работа бортпроводника не всегда заканчивается тем, что он покидает аэропорт. Есть два вида рейсов: командировочные и разворотные. В командировочных рейсах авиакомпания бронирует для нас отель и даёт одни-двое суток на отдых. Конечно, многие тратят это время на путешествия там, где приземлились. А есть и разворотные рейсы – это такие рейсы, в которых экипаж не покидает самолёт и сразу летит обратно. В этом случае перерыв между полётами составляет примерно час. Это сложнее, но разворотные рейсы обычно короче командировочных», - рассказывает Игорь Знаменский.

Во время командировочных рейсов герой успевает путешествовать. Фото: Из личного архива/ Игорь Знаменский

Зависят от самых непредсказуемых вещей

Бортпроводники могут столкнуться с разными трудностями: проблемы со здоровьем, перегрузки, недосып, эмоциональное напряжение. Многие из них редко появляются дома и мало времени проводят с семьёй. По словам героя, именно из-за этих вещей работа ощущается особенно сложной в первые месяцы – отсутствует чёткий график и фиксированные выходные, приходится летать в праздничные дни. Те, кто оказывается не готов к такому ритму, уходят сами.

«Бывает, что проблемы связаны с самыми непредсказуемыми вещами – с погодой или с самолётом. Это не всегда можно решить, но мы стараемся следовать инструкциям. Иногда приходится импровизировать, —говорит Игорь. – В моей практике был случай, когда при заходе на посадку на полосу выехал другой самолёт. Он нарушил правила взлёта, и командиру нашего судна пришлось экстренно уходить на второй круг, чтобы избежать столкновения. Всё закончилось благополучно: со второго раза самолет удачно сел».

В случае чрезвычайных ситуаций бортпроводники действуют согласно чётким инструкциям и, в первую очередь, заботятся о безопасности пассажиров. Знания и умения бортпроводников совершенствуются изо дня в день. Для этого авиакомпании регулярно тестируют сотрудников, проводят занятия, переподготавливают стюардов в тренажёрных комплексах, отрабатывая различные нештатные ситуации. Пассажирам остаётся только сохранять спокойствие и неукоснительно соблюдать инструкции экипажа.

Во время полёта бортпроводникам приходится проявлять себя грамотными психологами, учителями, родителями и даже врачами. Обучаясь, будущие стюарды проходят целый курс по медицине, так что экипаж готов в любой момент оказать первую помощь или принять роды. Для этого в самолётах, помимо аптечек, есть специальные наборы хирургических инструментов. Если же помочь пассажиру невозможно, а его состояние ухудшается, командир воздушного судна может пойти на вынужденную посадку.

Работа в условиях новой угрозы

Объёмы работы авиационной отрасли значительно сократились с начала года. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта сообщает: общий пассажиропоток отечественных авиакомпаний с января по октябрь 2020 года уменьшился на 46%. По информации Rambler News Service, согласно прогнозам, на докризисный уровень отрасль сможет вернуться не раньше, чем во второй половине 2023 года.

Игорь Знаменский рассказывает: в первую волну пандемии объёмы работы заметно снизились, и многие бортпроводники были рады проводить гораздо больше времени дома. Сокращений не было – стюарды ожидали рейсов, оставаясь в штате. По наблюдениям Игоря, на сегодняшний день людей на борту самолёта стало больше, и заполненность достигла отметки докризисного уровня. Возможно, это связано с тем, что рейсов совершается меньше.

Бортпроводники, как и любой обслуживающий персонал, работают в масках и перчатках, которые для них закупает авиакомпания. Перед выходом в рейс весь экипаж проходит медосмотр, где им, в том числе, измеряют температуру тела.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах