С 23 марта из-за пандемии новой коронавирусной инфекции Россия ввела ограничения на авиаперевозки в другие страны. Исключения сделаны только для авиарейсов из Москвы в столицы государств, а также чартерных полетов для вывоза россиян.
Но еще до этих мер Роспотребнадзор неоднократно обращался к россиянам с рекомендациями воздержаться от зарубежных поездок – особенно в эпидемически неблагополучные страны, список которых постоянно расширяется. При этом далеко не все туристы отказывались от запланированных путешествий.
«АиФ-Воронеж» поговорил с россиянами, которые, несмотря на тревожную ситуацию в мире, решились на заграничную поездку, а также спросил у представителей туристического бизнеса, в каких случаях путешественники могут претендовать на полную компенсацию денежных средств, а в каких рискуют остаться практически ни с чем.
Вернуть тур можно было с 90% убытком
Жительница Воронежа Алина Мельникова (имя изменено по просьбе героини – ред.) вместе с мужем еще в январе купила путевку на Мальдивы. Тур стоил недешево – 130 тысяч рублей. Тогда ситуация в мире была спокойной. Но в конце февраля – начале марта она стала резко ухудшаться, и наши герои задумались о возврате тура.
«Перед поездкой мы узнали о возможности отказаться от тура или перенести сроки. В последнем нам отказали, а вот вернуть тур можно было с 90% убытком. А все из-за того, что на Мальдивы въезд разрешен, страна не опасна с точки зрения распространения коронавирусной инфекции. Вернуть путевку можно было только по общим условиям, - рассказывает Алина. - Взвесив все «за» и «против», мы решили ехать. В аэропорту мы ходили с антисептиком, на обратную дорогу купили респираторы, чтобы обезопасить соотечественников по возвращении. Мы живем на маленьком изолированном острове-резорте с собственными кафе, дайвинг-центром и SPA-салоном. Тут всего 30-40 человек отдыхают. Министр туризма Мальдив недавно ввёл запрет на передвижение между островами, а также запретил туристам бронировать отели и гостевые домики на локальных островах – там, где живут местные жители. Из аэропорта тоже нельзя никуда выходить, так что погулять по Мале - столице Мальдив - не удалось. Перед заселением нам измерили температуру, мы заполнили формы о состоянии своего здоровья. На Мальдивах зараженных очень мало, поэтому заболеть мы не боимся. По возвращении домой будем сидеть на двухнедельном карантине. А вообще мы на острове как на карантине. Смущают только разговоры отдыхающих о том, что самолет могут перенести на более поздний срок из-за маленького количества людей, и поездка в поезде из Москвы в Воронеж».
«Ситуация еще не была патовой»
Еще одна местная жительница Мария Ходарова несколько месяцев готовилась к поездке в Англию. Получив незадолго до вылета паспорт с британской визой, они вместе с мамой стали собирать чемоданы. Мыслей отказываться от долгожданной поездки у них не было.
«Авиабилеты у нас были невозвратные. Бронь гостиниц еще можно было отменить, но на дату вылета – 8 марта – ситуация с коронавирусом еще не была такой патовой. Мы запланировали путешествие по трем городам – Лондон, Эдинбург и Дублин. Когда мы прилетели в Лондон, то не увидели даже намека на карантин – все гуляли, ходили по музеям, было много родителей с маленькими детьми, которые облизывали всё подряд, все заведения работали. В масках были единицы – в основном китайцы и мы, когда заходили в закрытые помещения. Единственное, что напоминало о тревожной ситуации в мире, это сообщения родственников и знакомых и соцсети, которые пестрили коронавирусом. В Эдинбурге всё тоже было спокойно. Но нас уже на тот момент накрутили до такой степени, что могут закрыть границы, что нас стала посещать мысль вернуться домой. Некоторые авиакомпании стали присылать сообщения, что можно заменить или сдать билеты, но по факту сделать это оказалось практически невозможно.
15 марта мы прилетели в Дублин. Единственное, что там насторожило, это полупустые прилавки в магазинах. Но я подумала, что причина в выходном дне – люди массово закупились на неделю, поэтому полки опустели. А на следующий мы увидели, как выглядит карантин. В центре людей практически не было, магазины в обед закрылись, музеи, пабы и другие заведения не работали. Город практически вымер. День святого Патрика (культурный и религиозный праздник, который отмечается ежегодно 17 марта – ред.) в Дублине тоже не отмечали. На момент обратного вылета я уже была в панике. «Вдруг я заболела? А вдруг отменят авиасообщение? Вдруг нас задержат в Москве?» - думала я. Но ничего из этого не произошло. В Москве нам измерили температуру тепловизором, раздали анкеты, маски и памятки, предупредили о самоизоляции в течение 14 дней, а потом отпустили по домам. Страшней всего, кстати, было добираться поездом из Москвы в Воронеж. Рядом с нами ехал откровенно больной мужчина, который кашлял всю дорогу. Я просила проводницу его проверить и изолировать. Но в итоге пересаживаться пришлось нам. А возле него никаких медиков я так и не увидела. В итоге он, как ни в чем не бывало, вышел в Воронеже вместе с нами», - делится Мария.
Теперь Мария и ее мама сидят дома на карантине. С мужем и сыном ближайшие две недели девушка контактировать не сможет.
«Муж привез мне яблоки, оставил их на подоконнике в подъезде. Пока я вышла, он уже дверью подъезда хлопнул. Видимо, бежал, чтобы я вдруг не чихнула», - шутит героиня.
Застряли в Марокко
Но не у всех путешественников отдых за границей проходит гладко. Александр и Ольга Кушнир из Воронежа наряду с тысячами других туристов со всего мира застряли в Марокко из-за закрытия авиасообщения с другими странами.
«С 15 марта в Королевстве Марокко закрыты мечети, рынки, кафе, магазины. В стране введены карантинные меры, которые ограничивают собрания людей. Большинство авиасообщений было приостановлено за исключением вывозных рейсов для граждан иностранных государств. Людей в городе очень мало, туристов почти нет. В основном только те, кто так же, как и мы, заблокированы в стране и не могут улететь. Мы держим связь с генеральным консульством России в Марокко. Рассчитываем, что в ближайшее время будут предприняты какие-то меры, чтобы мы смогли покинуть страну и поскорей вернуться домой», - с таким текстом 17 марта Александр записал видеообращение на своей странице «ВКонтакте».
И вот спустя несколько дней Ростуризм сообщил радостную весть – достигнута договорённость об отправке специального рейса для возврата россиян из Марокко домой. В понедельник, 23 марта, самолет должен привезти из Касабланки в Москву 512 российских граждан.
Вернут ли деньги за аннуляцию тура?
Но, конечно, многих ситуация с распространением коронавируса по миру напугала. Поток путешественников снизился в разы. Россияне стали массово отказываться от туров. Представители туристической отрасли хватаются за головы. Ведь когда ситуация стабилизируется, пока остается только догадываться.
«Заметно меньше путевки стали продаваться начиная со второй половины февраля. Но фатальное снижение спроса на туры началось, ориентировочно, с 8-10 марта, - признается менеджер туристического агентства Ольга Караулова. – В начале марта еще были смельчаки, которые бронировали Европу, но в итоге мы аннулируем все эти туры без убытка для путешественников из-за закрытия авиасообщения между странами. Что касается весенних туров в другие страны (например, в Турцию), туроператоры идут навстречу и предлагают сохранить деньги на депозите с переносом даты путешествия на более поздние числа. Если туристы хотят вернуть деньги за путевки в Турцию на лето, то мы вынуждены аннулировать туры с фактически понесенными расходами (ФПР). Причем эти ФПР нам выставляют туроператоры. Мы себе не удерживаем ничего. Но надо понимать, что туроператорам сейчас будет очень тяжело вернуть деньги за все проданные туры, потому что они уже оплатили чартерные рейсы и отели. Если сейчас все туристы начнут массово аннулировать туры и кинуться возвращать деньги, то это неизбежно повлечет за собой огромное количество банкротств туроператоров. Именно поэтому мы, со своей стороны, туристов уговариваем не отказываться от летних туров, чтобы не повлечь повальную цепочку банкротств туроператоров. А если Турцию на летний сезон закроют официально, то все туры будут аннулированы без штрафов. При этом стоит учитывать, что вопрос возврата денег в данной ситуации не такой быстрый. Многие туроператоры нам честно говорят, что возврат денег будет возможен только после даты окончания тура. Например, если тур был забронирован на август, то о возврате денег можно говорить в течение следующих двух месяцев – сентябре-октябре».
После сообщения о приостановлении большинства авиасообщений «АиФ-Воронеж» позвонил на «горячую линию» одного из международных туристических операторов, чтобы выяснить, чем нужно руководствоваться при возврате путевки. Специалист уточнил, что путешественнику необходимо написать заявление на аннуляцию тура и возврат денежных средств в том агентстве, где приобреталась путевка. Потраченная сумма будет возвращена либо в полном объеме, либо за вычетом комиссии, которую может удержать агентство за аннуляцию тура. Кроме того, надо быть готовым к тому, что на регулярных рейсах могут быть штрафы за возврат авиабилетов.
Обращаться в суд
Если все же проблемы с возвратом тура возникнут, то конфликт придется решать в судебном порядке. Подробнее об этом рассказали в управлении Роспотребнадзора по Воронежской области.
«Согласно закону, в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране временного пребывания туристов угрозы безопасности их жизни и здоровья, турист вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения. В этом случае до начала путешествия туристу возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.
Наличие в стране угрозы безопасности жизни и здоровья – свидетельство очевидного ухудшения условий путешествия, указанных в договоре, что позволяет требовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта, в том числе в досудебном порядке.
Сообщение Ростуризма о возникновении угрозы безопасности жизни и здоровью туриста, опубликованное до начала его путешествия, является основанием для расторжения договора о реализации туристического продукта и возврате туристу уплаченной им по договору суммы», - подчеркнули в ведомстве.