Воронежец с ярким именем Иван Грозный занимается созданием мишек Тедди. Иван рассказал «АиФ-Воронеж» о творческих поисках, трудностях в работе и о назойливом эльфе-парикмахере.
«Разве с такой фамилией можно таких милых зверей шить?»
Виктория Молоткова, «АиФ-Воронеж»: Иван, расскажите, почему вас так назвали? Это случайность или родители специально подобрали имя к фамилии?
Иван Грозный: Я думаю, что это случайность. Я даже у своих родителей не спрашивал, почему меня так назвали.
- Люди верят, что это ваше настоящее имя?
- Иногда бывает, что не верят, думают, что это мой псевдоним. Но на этот случай у меня есть паспорт, где написано, что я Грозный Иван Николаевич. Кто-то очень сильно удивляется, кто-то пытается глупо пошутить, но я на эти шутки уже не реагирую.
- Помогает ли оно вам при продажах?
- Скорее помогает не моя фамилия, а то, что я мужчина, который занимается таким видом творчества как рукоделие. Людей больше это привлекает. По поводу фамилии многие говорят: «А что, у вас правда фамилия Грозный? Разве с такой фамилией можно таких милых зверей шить?».
От парикмахера до мастера-теддиста
- Иван, как вы узнали о мишках Тедди и почему решили заняться их изготовлением?
- Узнал ровно шесть лет назад благодаря Николаю Павлову – это мой учитель, к которому я попал на мастер-класс по куклам. Началось все с кукол из самозатвердевающего пластика. Я решил попробовать, а смогу ли я делать подобное тому, что делает Николай. Сделал одну куклу, вторую… Мне как-то не очень понравилось. Я понял, что это не мое. Но за то время, пока я делал кукол, творчество зацепило. Я пробовал заниматься и декупажем (техника декорирования, основанная на присоединении рисунка к предмету и покрытии полученной композиции лаком – ред.), и мыловарением, собирать бижутерию и шить мишек Тедди. И вот уже шесть лет этим занимаюсь. Изначально это было просто любопытство, потом стало хобби, а сейчас это мой основной вид деятельности. До этого я работал парикмахером.
- Где вы учились этому мастерству?
- Сначала тоже у Николая, потом проходил различные мастер-классы, для этого я даже ездил в Москву. Так постепенно набирался опыта. Сейчас я сам преподаю мастер-классы в Воронеже, Москве и Санкт-Петербурге. У меня уже больше 500 учеников.
- Вы шьете только мишек?
- Нет, не только. Сами мишки Тедди – это технология, крепление, благодаря которому у игрушки подвижная голова и четыре лапы. Я делал и слонов, и зайцев, и кроликов, и котят. Кстати, котята пользовались большим спросом, до сих пор люди просят, чтобы я их еще сделал, хотят в свои коллекции.
«Труднее всего пришивать уши»
- Какие материалы нужны, чтобы сделать такую игрушку? Насколько это дорого?
- Сейчас это очень дорого. Вообще заниматься творчеством дорого. Материалы в основном все заграничные – из Италии, Германии. В основном, из Германии, потому что из этой страны к нам пришла технология мишки Тедди, которую придумала Маргарет Штайф. Там есть завод Steiff, где изготавливают специальные материалы для пошива мишек Тедди. Привезти их в Россию очень дорого.
- Расскажите о процессе создания мишки Тедди. Сколько времени уходит на создание одной игрушки?
- Сам процесс начинается с того, что я придумываю образ, потом леплю пластилиновый макет, с него снимаю выкройку и переношу ее на бумагу, а затем распечатываю. На каждую работу у меня новая индивидуальная выкройка. После этого я думаю, из какой ткани буду шить – это может быть мохер, вискоза, альпака, плюш, советский плюш. Выбрав ткань, я переношу выкройку на материал, потом раскраиваю, сшиваю, набиваю и собираю игрушку. Затем я довожу все до ума - вставляю глазки, делаю утяжки, шью одежду, если она нужна. Три дня – и полностью готовый образ. Мой рекорд – за полтора дня я полностью сделал работу. Все свои игрушки я шью из специализированных материалов, наполняю все опилками, древесной шерстью (длинная тонкая стружка – ред.)
- Что больше всего вызывает трудности в процессе изготовления?
- Когда я только начинал, мне труднее всего было пришивать уши. Ну вот не нравилось мне это делать. Но теперь спустя время никаких трудностей не возникает.
- Как вы придумываете новые образы, где ищите вдохновение?
- Я не ищу вдохновения, потому что это такая вещь, что ее можно годами искать и никогда не найти. Вот, например, у меня есть котята из коллекции «Детский сад» - я просто сшил одного котенка и понял, что хочу сделать целую серию таких игрушек. И когда я их делал, уже возникло название коллекции и образы. Ты понимаешь, если это маленькие дети, то им нужны какие-то комбинезончики, какие-то игрушечки. В процессе изготовления к тебе приходят идеи, что добавить, а что убрать. У меня это так происходит. А вообще я могу посоветовать смотреть фильмы, сказки, слушать музыку, любоваться природой, сходить в музей.
Эльф, который не хотел уходить
- Ваши игрушки чаще покупают в коллекции или для детей?
- То, что я делаю – это коллекционные игрушки. Есть родители, которые покупают их для детей. Но они объясняют им, что к этой игрушке нужно относиться бережно. Это не китайская игрушка, которую можно за пять минут разорвать, сломать и пойти в магазин купить новую. Есть коллекционеры, которые следят за моим творчеством и покупают мои работы. У меня есть коллекционер в Украине. Она каждый раз покупает нового персонажа из «Детского сада» для своей коллекции.
- Расскажите какую-нибудь интересную историю, связанную с вашими работами.
- Необычная история произошла у меня со второй куклой – это был эльф-парикмахер, потом он стал домовым. Когда я участвовал с ним в выставках, очень многие хотели его купить. Люди могли уже практически доставать деньги, но вдруг, как по щелчку пальцев, они просто разворачивались и молча уходили. Я не знаю, что происходило. Я не мог понять, почему он ко мне прицепился и хотел избавиться от него. Но знакомые мастера мне сказали: «Вань, расслабься, это твоя кукла, он на тебя очень сильно похож. Пусть это будет твой талисман». На самом деле, когда мастер делает какую-то работу, он вкладывает в нее именно свои черты внешности, потому что себя мы очень часто видим в зеркало и наши черты уже в подсознании. Я стал к нему присматриваться и правда увидел сходство. Когда я это понял, кукла уехала от меня. Это очень краткий рассказ, но на самом деле все происходило очень долго, он побывал со мной не на одной выставке.