Для бывшего журналиста Александра Ивченко деревянная парковая скульптура стала способом самовыражения. Два года назад он полностью ушёл в своё хобби и сегодня стал постоянным участником международных фестивалей по парковой скульптуре, а его работы украшают многие уголки России, есть в Англии и Финляндии. Кроме того, он действующий чемпион России по парковой скульптуре – звание он получил в сентябре 2018 года на Байкале.
«В этом году, наверное, лишь около месяца провёл в Воронеже, - признаётся Александр. - Три с половиной месяца был в Карелии, затем в Англии, на Байкале и снова в Карелии. Впереди – ещё два международных фестиваля и чемпионат России».
При этом самой впечатляющей стала победа Александра на Кубке Сандрингема, который прошёл на западе графства Норфолк в Англии. Тем более что российские мастера ни разу не становились обладателями этой престижной награды.
Взяли на «слабо»
«Я вырос на самом севере Иркутской области, в селе Ербогачён, где Вячеслав Шишков писал свою знаменитую книгу «Угрюм-река». Там деревом занимаются абсолютно все. Мне нравилось вырезать ложки и фигурки. Но работа резцами требует терпения и усидчивости. А бензопила позволяет делать всё быстро. Пять лет назад супруга подарила мне бензопилу, я попробовал - и понеслось. Это технический момент, а внутренний в том, что каждый человек ищет дело, чтобы иметь возможность высказаться, выплеснуть то, что у тебя в душе», - рассказывает Александр.
В России появляется всё больше людей, кого захватывает изготовление парковых деревянных скульптур. Вот и устраиваются в стране многочисленные зрелищные фестивали, чтобы себя показать и на других посмотреть. До участия мастера проходят отборочный тур - организаторы получают тысячи эскизов. Из них отбирают несколько десятков, лучших авторов приглашают на фестиваль.
«На фестивале в карельском городе Лахденпохья нужно было делать скульптуру на тему «Легенды Ладоги», - рассказывает Александр. - Я прочел легенду о том, что в Ладоге живет чудовище, сродни Лохнесскому, и что шестилетняя дочка рыбака подкармливала это чудовище рыбой и чуть ли не приручила. Я сделал водоплавающего динозавра в натуральную величину, на спину ему поставил девочку – вместе они смотрят на Ладогу. И назвал это «Рассвет на Ладоге». Скульптура в высоту получилась четыре с половиной метра».
Самый большой в мире по количеству участников фестиваль парковой скульптуры «Праздник топора» проводится в августе в Томске. На него приезжает до 250 команд из 35 стран. Мастера делают скульптуру в течение четырёх дней по десять часов. На таком крупном фестивале Александр Ивченко с партнером Александром Алферовым создали кентавра в композиции «Пленение». Хотя воронежские мастера заняли почетное третье место, участие в фестивале для Александра Ивченко стало знаковым – его пригласили в Англию участвовать в соревнованиях на статусный Кубок Сандрингема.
«Томские организаторы на очередном фестивале в Европе заявили английским организаторам, что есть русский мастер, который всех их «перепилит», то есть взяли на «слабо», - рассказывает Александр. - Они не поверили: «Высылайте этого человека!» Я с ними связался и попросил ряд бумаг для консульства. Благополучно получил визу и разрешение для авиаслужб провести инструменты для работы. Хотя вопросов по бензопиле в аэропорту не возникло».
«Кровь и песок»
На конкурске воронежский мастер обошёл 20 участников из 12 стран, в том числе американских ТВ-звезд Майка Айерса и Тима Клока, которые постоянно снимаются в передаче «Короли бензопил» на канале Discovery.
«В России фестиваль - это праздник, возможность приобщить людей к чему-то прекрасному. В Европе, Америке, Канаде всё подается, в первую очередь, как шоу и возможность заработать, - продолжает Александр. – Резчики были гвоздем программы OpenEngland, которая проводилась в пасхальный уикенд. Развернули ярмарку с павильоном охотничьих птиц, аттракционы, картины, ремесла и пр. В этом местности также находится Сандрингемский дворец, куда перебирается английский монарший дом на время охотничьего сезона. В отдельном загончике, помимо работы с основной скульптурой, для нас проводили пять турниров по скоростной резьбе. С восьми утра до шести вечера работаешь над главным произведением, за которое и дают кубок, и дважды в день останавливаешься, идешь на скоростную резьбу - чтобы публику развлечь. На скоростной я вырезал парящего орла, сидящего филина, лесного дракона, лань и миниатюрного коня. Сразу же эти фигуры распродали на аукционах – не важно, кто как сделал, лишь бы продать подороже».
Победу воронежскому мастеру принесла скульптура «Кровь и песок», изображающая корриду.
«Это противостояние зверя и человека. Тореадор нанес быку решающий удар, бык погибает, но еще одержим яростью. Одни могут посочувствовать быку, другие - восхититься тореадором, который выходит один на один со смертью. А третьи подумают, что вообще не нужны эти жестокие игры», - пояснил мастер.
«Крейзи рашен»
Еще находясь в Англии, Александр познакомился со стереотипами американцев и европейцев о России. Например, некоторых удивляло, что русские улыбаются.
«На фестивалях иностранцы называют нас «крейзи рашен» («сумасшедшие русские» - ред.). Например, немец может просидеть час в ожидании крана, чтобы поднять крупную заготовку. Мы же ставим ее на ноги с помощью лома, рычага и мата, - рассказывает мастер. - В дождь они будут сидеть в тепле и пить чай. Мы же готовы работать без обеда и ужина. Они очень хорошо технически оснащены – в Англии, например, большинство участников фестиваля приехали на трейлерах, полных разного инструмента. Да и задачи у нас разные. У нас скульптура должна нести смысловую нагрузку, вызывать эмоции, заставлять человека плакать, смеяться или сопереживать. Они же просто делают дорогие качественные игрушки, которые кроме улыбки и умиления ничего не вызывают. Европейцы на российских фестивалях за первую тройку мест практически не борются, при этом, надо отметить, очень хорошо работают монголы и японцы».
Мастер из Аргентины Адриан Бойс рассказал Александру почему иностранцы - редкие гости на российских фестивалях: «Мы не едем в Россию, потому что нам среди русских резчиков делать нечего».
«Поэтому, наверное, и нас не зовут. А если мы приезжаем, то выигрываем, - заключает мастер. - Очень важно, что мы, резчики всего мира, несмотря на все «железные занавесы» и фестивальное противостояние, все равно всегда расстаемся большими друзьями. Мы говорим на одном языке без переводчиков. На языке дерева, скульптуры, бензопил. Языковой барьер вообще снимается в первые же рабочие дни. Затем все время держим связь через соцсети, узнаем, кто куда поедет, договариваемся о встречах».
Во все парки
Скоро деревянная резная детская площадка по сказкам Пушкина, которую делает Александр с коллегой Александром Алферовым, украсит парк в Ижевске. Сейчас в работе - трон царя Гвидона и Кот Ученый. Проект парка деревянных скульптур победил на муниципальном конкурсе в Удмуртии, в качестве исполнителей выбрали воронежских мастеров.
Для Карелии воронежские мастера уже создали целый музей деревянных скульптур «Обитель ангелов». На площади около 400 квадратных метров разместятся 50 фигур ангелов в человеческий рост и маленьких людей. Самый крупный элемент – спускающаяся с небес семиметровая «Рука Создателя». Она собрана из четырех тысяч отдельных сегментов. Открытие музея приурочат к 100-летию республики, которое отметят весной 2020 года.
А вот Воронеже, где живет Александр, известному резчику пока не удается донести мысль, что парковая скульптура – это не только красиво, но и дает вторую жизнь поваленным аварийным деревьям. Но Александр Ивченко не теряет надежды, что и воронежские власти когда-нибудь захотят украсить местные парки деревянными шедеврами.