Житель Калача Николай Житинёв сделал из своего приусадебного участка настоящий музей скульптуры: из-за дерева выглядывает дракон, около забора красуется изящный жираф, а в беседке в виде китайской пагоды «играют» музыканты.
В беседе с «АиФ-Воронеж» Николай Семенович рассказал с чего началось увлечение, какие фигуры украшают его сад и огород и почему спустя несколько лет ему пришлось полностью переделывать скульптуры.
«Дедушка, сделай нам грибочки»
Виктория Молоткова, «АиФ-Воронеж»: Николай Семенович, расскажите, сколько лет вы занимаетесь этим ремеслом?
Николай Житинёв: По профессии я механик, но с детства рисую. В школе – портреты одноклассников на переменке, в «мореходке», где я учился, – курсантов. Когда начал работать, помогал оформлять помещения, все знали, что я рисую, пишу и обращались ко мне. Когда я был на офицерских сборах в Калининграде, мы с группой офицеров решили оформить часть. Там я впервые узнал, как делают чеканки. Вернулся и тоже стал их делать. А в начале 2000-х увлекся ковкой из металла. До этого времени купить материал в нашей стране было очень сложно.
- Как у вас появился интерес к скульптуре?
- Внучки обратились ко мне: «Дедушка, сделай нам грибочки». А я никогда скульптурой и ничем подобным не занимался. Сначала хотел сделать станок, чтобы все грибы ровненькие были, а потом подумал: ведь грибы – не пешки на шахматной доске, они должны быть кривыми, естественными. Взяло долото, молоток, пилу и все вручную сделал из дерева. У нас сад в конце огорода, там их и разместил. Сделал, думаю: «Теперь все довольны». А внучки походили-походили и младшая попросила: «Дедушка, сделай нам лебедя». Тут стали деревья пропадать и решил использовать их как сырье. Купил антисептик для обработки и начал мастерить лебедя. Хороший получился. А потом пришлось журавлей делать, аистов и жирафа. Подумал, животное на юге живет, тут не водится, а у меня будет. Сделал жирафа метра 3,5 высотой, покрасил, он получился как живой.
Потом решил сделать скульптуру к наступающему году Дракона. Нашел картинку и по ней смастерил из дерева. Дракон получился в такой позе, как будто нападать собрался: стоит на задних лапах, а передними обнимает дерево. Метра три высотой. К году Змеи сделал девятиметрового удава на высокой шелковице, которая растет у нас во дворе.
Затем сделал скульптуру к году Тигра. Все получилось. Дальше захотел сделать артистов. Сделал во дворе беседку в виде пагоды, а внутри женщина играет на скрипке, еще один музыкант сидит играет на гармошке, другой – на балалайке, четвертый – на гитаре. Когда все было готово, думаю: «Нет, чего-то не хватает, надо еще маленького ребеночка – девчушку годика полтора». И сделал – она пританцовывает, а в руках бубен.
Это уже был азарт. Потом сделал во дворе фигуры отца, который сидит читает сказки, а дочурка четырех-пяти лет прильнула к левому локтю и в книжку заглядывает. Еще добавил для комплекта кота – он трется об ноги.
Скважину на огороде я накрыл ветряной мельницей, чтобы инвентарь на зиму там оставлять. Рядом сделал мельника, повозку с крестьянином, который вместе с внуком привез зерно на обработку на муку. Потом смастерил собачку извозчика, которая бежит за повозкой.
«На одном энтузиазме мастерить не получится»
- Как вы перешли с дерева на металл?
- Я заметил, что со временем деревянные фигуры портятся. Сначала дракон рассыпался. Я тогда сделал его из оцинкованной жести. Его не надо ни красить, ни обрабатывать и он так до сих пор стоит. Потом переделал удава и аистов, а журавлей оставил. То, что под крышей, все сохранилось. Деревянные фигуры гораздо были лучше металлических, но их необходимо обрабатывать дорогостоящими пропитками, чтобы предотвратить разрушение, к сожалению, маленькая пенсия не позволяет такие затраты. Вот и получается, что хобби затратное. А металл очень дорог, как материал. Поэтому в наше время помимо таланта и золотых рук человеку нужна и финансовая составляющая, на одном энтузиазме мастерить не получится.
- Вы принимали участие в выставках или фестивалях?
- Однажды мне позвонили из Дома культуры и попросили поучаствовать в выставке на юбилей Воронежа. Не помню, в каком году это было. Я сделал кресло, корабль Петра Первого «Гото Предестинация» и черепаху. Потом еще звали на выставки на Дни города.
- Вы делали работы на заказ?
- В основном, делаю работы для себя, для души. Как-то про меня узнал художник из Подмосковья и пригласил сделать скульптуры у него на участке. Но не получилось – я проработал у него месяц и решил уехать. Могу сказать, что в столице ручной труд ценится больше.