Примерное время чтения: 7 минут
1935

Гусли, калюки и пила. Как бывший слесарь создал Музей забытой музыки

На экскурсии в Музей забытой музыки можно не только увидеть старинные инструменты, но и поиграть на них.
На экскурсии в Музей забытой музыки можно не только увидеть старинные инструменты, но и поиграть на них. / Сергей Плотников / Из личного архива

В небольшом выставочном зале в Городском дворце культуры Воронежа можно не только увидеть, на чём играли наши предки, но и услышать ту музыку, которую слышали они, а ещё проверить свои способности, поиграв, например, на травяной дудке.

О том, зачем и как в современном мире создавать старинные инструменты, корреспонденту «АиФ-Воронеж» рассказал основатель Музея забытой музыки, специалист по фольклору Сергей Плотников.

«Я рабочий человек»

«К музыке я никакого отношения не имел, пока жена не подарила мне книгу Василия Бычкова «Музыкальные инструменты» с чертежами. Я увидел чертёж волынки и решил попробовать её сделать. Чертежи я читать умею, я рабочий человек. Сразу создать инструмент не получилось: не хватило музыкального образования. Балалаечник Константин Харитонов, который вместе со мной работал тогда в школе-интернате № 1 для детей-сирот, увлекся идеей и решил мне помогать. Он приходил с баяном, помогал настраивать инструмент, обучал меня музыкальной грамоте. Через полгода волынка у нас появилась», – рассказывает Сергей Плотников.

А дальше - инструмент за инструментом, и сегодня Музей забытой музыки существует уже 11 лет. А Сергей Плотников вместе со своей женой представляют Воронежскую область на фольклорных и реконструкторских фестивалях. В этом году он побывал и на форуме «Таврида».

До появления музея Сергей вывозил инструменты на бардовские фестивали. И тогда стало понятно, какой интерес они вызывают у публики. Увидев это, супруга Сергея Плотникова Инна Шатиленя вдохновила его на создание музея. Изначально Сергей делал европейские и азиатские инструменты, но Инна убедила его в том, что стоит заняться русскими народными. Сейчас музей базируется в Городском дворце культуры.

Сергей Плотников
Фото: Из личного архива/ Сергей Плотников

«Музыкант поневоле»

Сергей Плотников начал создавать инструменты, не имея музыкальной подготовки.

«Раньше я работал на заводе, я слесарь-инструментальщик», – говорит Сергей.

Звукоизвлечение он изучал по ходу развития своего увлечения.

«Есть инструменты, которые я делать не могу. Например, курай башкирский. Там сложное для меня звукоизвлечение. Хотя сам по себе курай очень простой, - рассказывает Сергей. - Если я не умею извлекать звук, значит, я не могу сделать инструмент, потому что его нужно обязательно проверить. Сделал гусли - нужно проверить, как звучат, значит нужно знать технику игры не гуслях. Я играю на всех инструментах достаточно средне. Себя называю музыкантом поневоле. Мне нужно проверить инструмент, а играть… Есть ребята, которые красиво играют на всех инструментах: и на балалайках, и на гуслях, и на духовых. Я играю простенько, но показать могу».

Сергей делает инструменты из самых разных материалов. Для духовых подходит борщевик или тростник, который Сергей заготавливает самостоятельно.

«Я всегда говорю, что народные музыкальные инструменты делаются из того, что есть под руками. Если у меня нет травяной трубки, то можно сделать из пластиковой или металлической», – отмечает Сергей.

В экспозиции музея есть калюки, жилейки, гусли, волынка, колёсная лира. И о каждом из инструментов Сергей рассказывает с отеческой нежностью: «Травяная дудка – очень простой и интересный музыкальный инструмент, обертоновая флейта её называют. Это наш такой белгородчино-воронежский инструмент».

Гости, зашедшие в его музей, с удивлением обнаруживает там косу и пилу. Попали они сюда неслучайно: на них тоже можно играть.

«Если брать ударные народные музыкальные инструменты, то это любой бытовой предмет. У каждого на кухне огромное количество ударных музыкальных инструментов: стакан, кастрюля, сковорода, ложки. Народ использовал практически всё. Всё, что издаёт звуки, причисляется к музыкальным инструментам», – рассказывает Сергей Плотников.

Фото: Из личного архива/ Сергей Плотников

Музыкальные экскурсии

Попасть в Музей забытой музыки можно по предварительной договорённости. Сергей с весны по осень активно участвует в фестивалях. Гостям музея он не только показывает инструменты, созданные собственные руками, но и рассказывает об их устройстве. А ещё даёт на них поиграть. Гости разбирают инструменты с несложным звукоизвлечением и начинается совместное музицирование.

А вот научиться играть на старинных инструментах профессионально довольно сложно из-за того, что попросту негде.

«У нас не учат играть на русских народных инструментах. Есть уроки балалайки, домры и баяна – три инструмента, которые вообще-то имеют непрямое отношение к народу. Например, балалайка, которую сейчас все себе представляют, – это концертный вариант Василия Андреева (руководителя первого в истории России оркестра народных инструментов - ред.), сделанный в конце XIX века. А раньше балалайка была с двумя струнами и очень длинным грифом. И баян, и домра в принципе никакого отношения к народу не имели»,  рассказывает Сергей.

Настоящей удачей для посетителей музея станет совместное выступление Сергея с супругой Инной. Вместе они исполняют авторский материал Инны, а также народные песни.

Как говорит Сергей, сейчас у людей растёт интерес к фольклору. Инструменты неизменно вызывают большой отклик у публики на фестивалях. А для него хобби стало не просто работой, а делом все жизни.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах