В конце июня стало известно, что мэрия Воронежа расторгает контракты с тремя перевозчиками. Сообщалось, что меры принимают из-за того, что «подвижной состав на маршрутах» работал нестабильно. Корреспондент vrn.aif.ru пообщался с представителем одного из перевозчиков и выяснил, что частники также не горят желанием оставаться на рынке, потому что сфера стало откровенно убыточной.
Выпускали мало автобусов?
По данным городского управления транспорта, сотрудничество прекращается с ООО «Отдых+», которое отвечает за маршруты № 21 и № 58, с ООО «Пассажиртранс», обслуживающим маршруты № 63 и № 78, и с ООО ВТК, которое работает по маршруту № 96.
«Управлением транспорта был проведен очередной мониторинг качества пассажирских перевозок на направлениях. На этот раз – на основании обращений горожан и по результатам мониторинга – было выявлено пять маршрутов, подвижной состав на которых работал нестабильно, либо фактически выпуск не осуществлялся совсем. Ввиду этого принято решение о расторжении контрактов», – сообщили в ведомстве.
Расторгать договора начнут в первой половине июля 2022 года. После начнется поиск нового подрядчика.
Мэр Воронежа Вадим Кстенин сообщил, что на маршрутах, с которых уйдут перевозчики, будет работать высвободившийся транспорт компании «Воронежпассажиртранс». Муниципальный перевозчик недавно получил 63 новых больших автобуса.
«Машины планируем распределить по тем магистральным маршрутам «Воронежпассажиртранса», где высокий пассажиропоток, таким образом, чтобы примерно по 30 процентов от выпуска на них составляла техника с системой климат-контроля. За счёт дополнительного количества автобусов планируем усилить транспортную работу в Северном микрорайоне – одном из наиболее густонаселённых – в направлении «Гормолзавода», а также в развивающемся микрорайоне Шилово, где пока имеются серьезные проблемы с транспортной доступностью. Новая техника позволит нам направить на один из маршрутов, обслуживающих Шилово, автобусы большого класса», – рассказал глава города.
Что говорят перевозчики?
Учредитель и директор ООО «Пассажиртранс» Максим Водопьянов рассказал vrn.aif.ru, что он и ряд других перевозчиков уходят с рынка, потому что невозможно работать в убыток.
По его словам, цена за проезд должна составлять хотя бы 30 рублей, чтобы была возможность платить водителям достойную зарплату, вовремя ремонтировать и обновлять автобусный парк.
Напомним, что в Воронеже проезд составляет 23 рубля при оплате наличными и 21 рубль при безналичной оплате. Последнее повышение проезда было в 2019 году. С тех пор цены на запчасти и расходные материалы выросли в разы.
«Многие водители уволились. Оно и понятно: нормальный человек, который не пьет и добросовестно трудится, не будет работать за копейки. Людям интересно получать хорошие деньги, им надо кормить семьи. Многие ушли на стройки, некоторые в дальнобойщики. Я более десяти лет занимался транспортом в Воронеже, но сейчас распродаю автобусы. И не готов сказать, на каких условиях вернусь», – говорит Максим Водопьянов.
По его словам, большие автобусы «Воронежпассажиртранса», конечно, заменят транспорт на маршрутах, с которых ушли частные перевозчики, но маленькому перевозчику проще следить за транспортом, чем большому предприятию. Также Максим Водопьянов отмечает, что есть маршруты, по которым большие автобусы пускать нет смысла, так как это невыгодно. Также директор компании рассказал, что на маршруты №63 и №78 он выводил от десяти до 15 единиц.
Повышение проезда поможет?
Корреспондент vrn.aif.ru обратился за комментарием к воронежскому гражданскому активисту, представителю общественного движения «Город и транспорт» Виталию Иванищеву.
По словам специалиста, повышение тарифа ни до 27, ни до 30, ни даже до 40 рублей качественных изменений не принесут. В лучшем случае это позволит на время «законсервировать» нынешнее положение дел.
«Для того, чтобы исправить ситуацию, нужна в первую очередь полноценная реформа.
Заказчиком услуги должен быть не пассажир, а муниципалитет. Тогда борьба водителей будет не за пассажира и не с помощью гонок на светофорах, а за контракты с мэрией, где критерием будет выполнение рейсов, качество услуг и безаварийность.
Это называется система брутто-контрактов, и так работает транспорт во всех городах, где он удобен и безопасен. При такой системе пассажир покупает билет не у водителя, а у муниципалитета, с помощью транспортной карты. А муниципалитет распределяет эти деньги среди перевозчиков, разделяя между ними транспортную работу и контролируя исполнение. Тогда тариф, при условии бюджетного финансирования, может остаться и таким, как сейчас. Если же сегодня перевозчики продолжат массово уходить, то мы получим лишь транспортный коллапс, толпы на остановках, рост цен на такси. А далее в авральном режиме поиск решения проблемы, и тогда тариф может вырасти сразу в разы», – считает общественник.
Также он не согласен с тем, что проблему уходящих частных перевозчиков удастся компенсировать за счет новых автобусов.
«Для того, чтобы «Воронежпассажиртранс» закрыл все потребности по перевозкам в городе, по самым скромным подсчётам им необходимо вдвое больше автобусов, чем есть сегодня. В финансовом выражении это от семи до десяти миллиардов рублей. И если водителей можно забрать у частников, то ещё где-то надо брать площадки и производственные базы. Сумма для бюджета не подъемная, кроме того, управление перевозчиком с 20-30 процентами рынка и перевозчиком-монополистом - это две большие разницы. Да, создание единого муниципального перевозчика по образу и подобию белгородского ЕТК - это возможно. Но это большая работа, требующая тщательной подготовки. Для нее нужно время, бюджет и компетенции».