Кажется, многолетняя болезнь воронежского общественного транспорта вошла в терминальную стадию: перевозчики отказываются от маршрутов, а автобусы распродают на «Авито». Сколько осталось жить нынешней системе городских перевозок? И что будет дальше? Подробности – в материале «АиФ-Воронеж».
Не до романтики
Такого потока читательских жалоб на воронежский общественный транспорт, как в последние месяцы, не было, пожалуй, никогда. Горожане с ностальгией вспоминают, как ещё пять-шесть лет назад можно было дождаться автобус и поздним вечером, а утренняя поездка на работу не напоминала средневековую пытку. Тем не менее не все согласны с такими оценками.
«Все магистральные маршруты и маршруты с высоким пассажиропотоком, безусловно, обеспечиваются необходимым выпуском автобусов, – ответили в мэрии. – Какие-то даже с перевыпуском работают. На некоторых маршрутах выпуск может сокращаться на несколько единиц из-за острого дефицита водителей, перевозчики корректируют ситуацию».
Если на маршрут не выходит достаточно автобусов, перевозчиков штрафуют. В прошлом году они были наказаны на общую сумму 4,75 миллионов рублей, в этом – уже на 1,2 миллиона рублей. Несколько раз транспортникам грозили расторгнуть контракты, и те улучшали работу.
Об одном из проблемных маршрутов – 49М – спросили на днях губернатора Александра Гусева в комментариях под репликой о перспективах речного трамвая, опубликованной в соцсети «ВКонтакте». Что поделаешь, многим горожанам не до романтики.
«Транспортной компанией организована работа по привлечению водителей для стабилизации работы маршрута», – ответили по поручению главы региона городские чиновники.
90-й на распродаже?
Водителям не хватает ни заработка, ни нормальных условий труда. В середине февраля воронежские компании-перевозчики подали в департамент тарифов документы – основание для повышения платы за проезд. По их мнению, тариф должен составлять от 29 до 35 рублей. В ведомстве пообещали изучить вопрос, однако транспортники, судя по всему, долго ждать не собираются. Так, большой резонанс вызвали несколько объявлений о продаже на «Авито»: на фотографиях хорошо знакомые горожанам автобусы самого крупного перевозчика – фирмы «Автолайн+». Продавец даже не потрудился снять с машин номера маршрутов: 90, 105, 64, 60б, 88а и т. д. – всего активны десять объявлений.
А скоро компания планирует перестать обслуживать маршрут № 63.
«Не хватает ресурса на обслуживание с необходимым выпуском, – объяснили положение в городской администрации. – В последнее время на маршруте курсировало до четырёх единиц подвижного состава при максимально определённом выпуске в 15 единиц. Принято обоюдное решение расторгнуть контракт, на маршрут выйдет новый подрядчик – обслуживание не прекратится. Сейчас идёт подготовка конкурсной документации».
Перед лавиной
Но удастся ли найти подрядчика, готового посылать автобусы в Озерки? И не станет ли 63-й маршрут первым камушком надвигающейся лавины?
«У нас достаточно маршрутов, которые на конкурсе распределялись по два на один лот, – говорит сопредседатель отделения общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков. – Перевозчики в ожидании – если отказ от 63-го маршрута не вызовет включения в реестр недобросовестных подрядчиков и будет принят как должное, начнётся эпидемия отказов. Это бизнес, и он уходит оттуда, где ему невыгодно работать. У нас рассчитывают на 60 новых больших автобусов, которые придут в июне, – мэрия приобретает их в лизинг для «Воронежпассажиртранса».
Однако, по мнению эксперта, это только усугубит ситуацию.
«Нужно определяться, – считает он. – Возможен вариант, когда муниципальное предприятие держит большую часть рынка и закрывает все критически важные направления, а частные перевозчики работают на подхвате и обслуживают локальные пассажиропотоки. Но тогда потребуется не 60, а 350–400 автобусов. А 60, с большой вероятностью, только всё обрушат. Ведь «Воронежпассажиртранс» – не инструмент, как молоток или комбайн, а структура со своими интересами, которая постарается забрать не убыточные маршруты, а те, где можно заработать».
При этом существующая система обречена, и простой поддержкой перевозчиков её не спасти. Такие маршруты, как 49м, 104, 13, уже обслуживаются парой-тройкой машин. В конце концов горожане вовсе перестанут рассчитывать на эти автобусы, пассажиропоток упадёт ещё сильнее, и водители уйдут. В результате маршруты канут в небытие так же, как уже фактически канули 98 или 64а.
Раз в несколько лет – перед тем, как повысить тариф, – воронежские чиновники презентуют очередную реформу транспорта, но на деле всё обычно сводится к перетасовке маршрутов и частичному обновлению автобусного парка. Много говорилось о брутто-контрактах – когда деньги за проезд перечисляются в бюджет, а уже тот расплачивается с перевозчиками. Но средств в городской казне на эту прогрессивную систему не нашлось. А ведь город заявляет, что область финансово помогает по всем приоритетным направлениям! Видимо, общественный транспорт к ним не относится.
Об очередном повышении платы за проезд становится известно максимум за полгода – каждый раз всё происходит спонтанно, после ультиматума перевозчиков. Но если действовать по уму, подорожание должно быть расписано наперёд – чтобы компания, берущая автобус в лизинг на пять лет, понимала: вложения окупятся. Нет и планов развития инфраструктуры – например, конечных остановок.
«Все прекрасно понимают, что будет дальше, но никто ничего не делает, – констатирует Юрий Новиков. – Случаи отказов от маршрутов будут нарастать как снежный ком. Ситуация такова, что спасать её иначе, как в авральном порядке, уже не получится».
Дёшево, но некомфортно
Замруководителя управления транспорта Воронежа Максим Захаров:
«Проектный институт SIMETRA опубликовал ежегодный обновлённый рейтинг городов России по качеству общественного транспорта за 2021 год. Воронеж благодаря планомерной работе, проводимой в рамках транспортной реформы, поднялся в рейтинге на пять строк по сравнению с прошлым годом, заняв 63-е место из 76.
Благодаря программе обновления в столице Черноземья удалось сократить средний возраст подвижного состава до 7,4 года, в то время как в других городах он превышает 13-14 лет. Также в Воронеже отмечена ценовая доступность – мы имеем один из самых низких тарифов – 21/23 рубля при социально обоснованном в 27,6 руб. Среднее время ожидания транспортного средства, по данным SIMETRA, составляет 1,45 минуты.
Доли транспорта большой вместимости и низкопольного транспорта увеличились до 18,2 и 17,6% соответственно. Благодаря внедрению выделенных полос увеличилась скорость передвижения на общественном транспорте – в среднем она составляет 18 км/ч.
При этом недостижимым пока остаётся показатель комфортности – сегодня он ниже нормы практически в два раза».
Симптомы налицо
Общественник Виталий Иванищев:
«С одной стороны, перевозки – это бизнес. С другой – тариф устанавливают органы власти. В среднем, за вычетом комиссии, за одну поездку перевозчик получает 20,5 руб. Этого явно недостаточно.
Сегодняшние перевозчики работают по накатанной, на старом ресурсе. Если бы рынок был интересным, на него регулярно приходили бы новые игроки. Никто из 1,5 тыс. водителей не открыл ИП, не пришла ни одна фирма из другого региона. А ведь, казалось бы, транспорт в городе-миллионнике – золотое дно.
Какие симптомы терминальной стадии мы видим? Водители уходят. Недовыпуск транспорта, по самым скромным подсчётам, – 30%. Автобусы – даже новые – стоят на базах, потому что просто некому работать. И падать ещё есть куда.
Благодаря программе обновления общественного транспорта у нас появилось много больших автобусов, это даёт запас прочности. Если количество водителей уменьшится ещё на 20–30%, будет плохо, но взрыва не случится. Однако если деградация продолжится, мы просто останемся без городского транспорта. Он уже худший среди всех городов-миллионников. Мы крупнейший город в Европе, где нет рельсового транспорта. У нас нужно списать, наверное, все троллейбусы.
Мы единственный миллионник, который не вкладывает ни копейки в транспортную инфраструктуру. Не потому, что нет денег – Воронеж богаче многих других городов, просто общественный транспорт у нас не в приоритете. Власти не понимают, зачем он нужен».
В тему. По выделенке в тупик
Воронеж так и не осилил выделенные полосы. Первая заработала ещё полтора года назад, но штрафы нарушителям не приходят до сих пор. Сначала администрирование обещали организовать до конца прошлого года, потом – в первом квартале нынешнего. Говорят, областной департамент транспорта и полиция до сих пор не могут разработать соглашение, и неизвестно даже, какие ведомства станут его сторонами.
И если на Северном и Чернавском мостах выделенки худо-бедно соблюдаются, то на Московском проспекте на разметку, кажется, скоро и вовсе перестанут обращать внимание.
Рейтинг работы городов России по качеству общественного транспорта
- Екатеринбург – 1
- Пермь - 2
- Казань – 3
- Нижний Новгород – 5
- Волгоград – 8
- Ростов-на-Дону – 12
- Липецк – 33
- Тамбов – 40
- Белгород – 41
- Орёл – 43
- Курск – 58
- Воронеж – 63
По оценке центра компетенций в области транспортного планирования. SEMETRA