Примерное время чтения: 3 минуты
460

Путь в тупик. Почему новый тариф не спасёт общественный транспорт?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. АиФ-Черноземье 16/02/2022
На многих маршрутах количество машин сокращается.
На многих маршрутах количество машин сокращается. / Юрий Голубь / АиФ

Кажется, в этом году воронежцев снова ждёт повышение стоимости проезда в маршрутках. При этом качество услуги вряд ли изменится и, скорей всего, продолжит деградировать. «АиФ-Воронеж» пообщался с чиновниками и общественниками и попытался разобраться в ситуации. 

Слова и реальность

На прошлой неделе воронежские компании-перевозчики подали в департамент тарифов документы – основание для повышения платы за проезд. По их мнению, тариф должен составлять от 29 до 35 рублей. Действительно, воронежский общественный транспорт – один из самых дешёвых в стране, но одновременно, согласно множеству рейтингов, один из самых неудобных.

В последний раз тариф повышали в октябре 2019 года: вице-мэр Сергей Петрин анонсировал коренную реформу общественного транспорта и, прежде всего, переход на брутто-контракты – когда деньги за проезд перечисляются в бюджет, а уже тот расплачивается с перевозчиками. На деле всё ограничилось частичным обновлением автопарка.

Сегодня мы слышим примерно то же самое. Комментируя позицию перевозчиков, замруководителя городского управления транспорта Максим Захаров отметил, что неправильно перекладывать всё подорожание на пассажиров. По его словам, речь может идти о погашении межтарифной разницы из бюджета или о тех же брутто-контрактах. Когда наш корреспондент попросил подробнее рассказать об этих планах, чиновник сообщил, что выражал только личное мнение, и решение должны принимать областные органы власти.

«На брутто-контракты нельзя перейти быстро, – пояснил он. – Нужно быть готовыми организационно – переписать нормативную документацию, создать службу контролёров, убрать дубляж маршрутов, провести новые торги».

Делается ли что-нибудь из этого?

«Обсчитываем варианты, дальше должно быть политическое решение», – ответил Максим Захаров.

Впрочем, перевозчики не скрывают, что речь идёт не о реформе, а о элементарном выживании – из-за низкой зарплаты дефицит водителей уже достигает 70%.

К полному развалу

Получается, всё, как в сказке про белого бычка? Похоже, в очередной раз будет найдена компромиссная цифра, тарифы повысят – и всё останется, как прежде. Но ведь так не может продолжаться бесконечно – рано или поздно мы упрёмся в тупик?!

«Мы уже в тупике, система разваливается на глазах, – констатирует сопредседатель отделения общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков. – Начинают вываливаться маршруты: например, практически невозможно дождаться автобусы № 33, 87... Количество машин сокращается – водители плюют и уходят».

По мнению общественника, повышение тарифов только усугубит ситуацию: проблему надо решать системно. Дело не только в оплате, но и в ужасных условиях труда. Можно остановить отток водителей, но добиться притока кадров вряд ли получится:

«Средний возраст водителя – 59 лет. Так что большую часть этого корпуса мы в любом случае потеряем в ближайшие годы. При этом идея перевозчиков такова: ничего менять мы не можем, поэтому вся неэффективность будет оплачиваться из тарифа. Это не подход: кроме водителей, транспорт теряет и пассажиров – на 20% за 1,5–2 года. Получается, общественный транспорт не нужен ни бизнесу, ни водителям, ни пассажирам. Это предел. Нужно что-то решать прямо сейчас, если мы не хотим привести всё к полному развалу».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах