Воронежцы почувствовали, что может представлять собой коммунальный коллапс. Потоки воды и грязи сносили кирпичные стены, у жителей трёх районов на много часов пересохли краны, а в пригородном совхозе взорвалась котельная, убив пожилую женщину. Почему же при постоянном росте тарифов происходят аварии – одна другой страшнее?
«Сель», взрыв, потоп
20 марта жуткие кадры из Воронежа показывали по всем федеральным каналам: в Северном микрорайоне, в районе авторынка, горожане могли наблюдать картину, напоминавшую горный сель. Случайный очевидец даже запечатлел, как рухнула подмытая потоком стена.
Первоначально сообщалось о трехсот тысячах жителей, оставшихся без воды. После того, как большинство пострадавших домов запитали по резервной схеме, число снизилось до 60 тысяч. На устранение аварии ушло больше суток – всё это время воды не было не только в жилых домах, но и в школах и детсадах Коминтерновского, Советского и Ленинского районов. Официальная причина разрушения магистрального чугунного водовода 1980-х годов постройки – заводской брак и сезонное движение грунта.
А на следующий день жители и гости совхоза «Масловский» под Воронежем услышали взрыв и увидели столб из дыма и пара – из-за сбоя автоматики рванула котельная. Обломками убило пенсионерку, ещё две женщины пострадали. Разумеется, после происшествия были объявлены тотальные проверки газовых котельных.
На бумаге и в реальности
Между тем в последние месяцы произошло сразу несколько особенно заметных коммунальных аварий. Так, 10 декабря лопнул магистральный водовод-тысячник в Нагорной дубраве в северной части Воронежа – без воды остались тысячи горожан в четырёх районах. А 31 января обрушилась 30-метровая труба котельной «Воронежтеплосети» в промзоне за вокзалом «Воронеж-Курский» – одна из сотрудниц получила травмы.
Разумеется, коммунальная инфраструктура – сложнейший механизм, а ни один механизм не может обойтись без поломок. Но что делается для того, чтобы их было меньше? В декабре 2013 года была принята муниципальная программа «Обеспечение коммунальными услугами населения городского округа город Воронеж». Согласно ей, к 2019 году общий износ должен был снизиться до 58%, а удовлетворённость горожан комуслугами – составить аж 86%.
Однако, скажем, директор водоканала «РВК-Воронеж» Олег Николаенко в декабре 2018-го сообщил в интервью изданию «Де факто», что «на бумаге» износ – 80%, а фактический меньше – 60-70%. Что же касается удовлетворённости – тут каждый может самостоятельно определить результат работы чиновников.
А ведь на ремонт должна тратиться существенная часть платежей, которые ежемесячно отчисляют жители. Недавно большой резонанс вызвало сообщение руководителя федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева о том, что тарифы для населения завышены вдвое. Куда же уходят громадные деньги?
Тут можно припомнить не один скандал. Скажем, в 2016 году городская Контрольно-счётная палата обнаружила, что управленческие расходы в «Воронежтеплосети» завышены на 40%. А антимонопольщики в том же году нашли 241 миллион рублей, который необоснованно заложил в тариф «РВК-Воронеж».
Мнение эксперта
«Представляете, какие деньги нужно вложить, чтобы восстановить сети? – говорит специалист-коммунальщик Фёдор Ковалёв. - Никто этого не будет делать, ведь ресурсоснабжающие организации, как правило, связаны с оффшорными компаниями. Игорь Артемьев, у которого в ведомстве сидят специалисты и занимаются темой не один год, сказал, что тарифы завышены вдвое. Но тут же выступил вице-премьер Виталий Мутко и заявил, что всё это ерунда.
В нормальном хозяйстве должны быть готовы к таким авариям. Все сети должны испытываться, нужна ремонтная профилактика.
Чтобы переломилась чугунная труба, требуется очень большое усилие. Вряд ли причиной было движение грунта. Труба могла обломиться только на стыке. А так она сто лет в земле пролежит – ничего не будет. И «заводской брак» – это сказки про серого бычка. Какой может быть брак в чугунной трубе? Ну, возможно, когда её заливали в формовочной машине, образовался воздушный пузырь, в результате стенки проржавели – появился свищ. Но свищ-то устраняется элементарно. Раскопали – поставили мощный хомут. Это работа трёх часов. А сколько потратили времени?
Концессионеры пришли выкачивать деньги, а не наводить порядок. Они говорят, что аварийность снижается, но считать-то можно по-разному».