Примерное время чтения: 7 минут
868

«Вся ответственность на родителях». Психолог – о половом воспитании детей

Уроки сексуального просвещения в школах давно стали яблоком раздора. Кто-то считает, что подобные занятия обязательно нужны.  Однако их оппоненты уверены, что это только развратит детей и принесет лишние проблемы родителям.
 
Корреспондент «АиФ-Воронеж» обсудил вопрос того, насколько необходимы уроков полового воспитания, с педагогом-психологом, автором пособия для детей и родителей «Секс-Пекс-Фекс. Как говорить с ребенком о сексе?» Таней Охрименко.
 

Акцент не только на физиологию

Яна Лисовец, «АиФ-Воронеж»: Что такое половое воспитание детей и как оно влияет на их развитие?
 
Таня Охрименко: Я считаю, что половое воспитание – это удовлетворение интересов ребенка касательно вопросов появления детей на свет, различия между мальчиками и девочками и изучения собственного тела. Это три основных тезиса и принципа.
 
- На ваш взгляд, нужны ли уроки полового воспитания в школах? Что они должны освещать?
 
- Я бы сказала так – в рамках школы это будет не лишним. Но спорно утверждать, что это необходимо. Возможно, половое воспитание в семье, если оно грамотно проведено, будет лучшим вариантом для ребенка. Потому что надо понимать: тема очень интимная. А значит, изучать ее при других людях, которым ты, возможно, не доверяешь, с которыми ты в не очень хороших отношениях, может быть не комфортно. В большей степени за половое воспитание детей должны отвечать их родители. Замечательно, если что-то подобное будет организовано в школах. Но тогда нужно разделить класс на группы, в том числе по половому признаку, чтобы создать более расслабленную атмосферу.
 
- Для кого эти уроки более важны – для мальчиков или девочек?
 
- И для мальчиков, и для девочек. Потому что они в равной степени ответственны за свое взросление, за последствия, которые могут возникнуть при не аккуратном обращении с телом, при получении полового опыта. На мой взгляд, это важно и является нормой в порядочном обществе.
 
Когда мы говорим о половом воспитании, речь идет не только о профилактике ранней беременности. Вопросы должны освещать и чувства людей, учить их ценить их. Половая связь – это не только конкретный акт. Это эмоции, влюбленность. Очень важно понимать, что эти переживания очень интимные, и нужно стараться не разрушать чувства другого человека, уделять ему внимание, понимать и беречь своего партнера. И дети также должны знать об этом.
 
Акцент не только на физиологию, но и на нравственность и эмоциональную составляющую полового взросления. Ребят необходимо научить тому, что у другого человека есть чувства, и важно их сохранить и не ранить.
 
- В каком формате нужно проводить уроки полового воспитания?
 
- Если бы у меня была такая возможность, я бы посоветовала Министерству образования, чтобы с определенной периодичностью к детям в школу приходили другие люди. Образ учителя для ребенка имеет очень большое значение. И когда учитель говорит на интимные темы, ребенку может быть сложно переключиться с привычного образа педагога на более доверительные отношения. Потому что в большинстве случаев тандем «учитель-ученик» складывается по принципу уважения и иногда даже страха. Когда говорим об интимных вопросах, важно присутствие элемента доверия. Поэтому было бы всем комфортно, чтобы специалист выстраивал с классом отношения, после чего уже переходил к беседам.
 
- Этот человек должен иметь какое-то специальное образование?
 
- Есть такая специальность – педагог-психолог. Он бы мог взять на себя эту роль. Этот человек должен знать толк и в педагогике, и в психологии.
 
Важно, чтобы лектор имел определенную подготовку. Потому что половое воспитание включает в себя множество пунктов – это и биология, и физиология. Не всегда у взрослого человека есть необходимые знания для того, чтобы корректно раскрыть такую значимую и разностороннюю тему. В своей работе он может использовать наглядные пособия картинки. Я помню, как в мою школу приходили представители компаний, производивших средства гигиены для женщин. Нас знакомили с образцами, рассказывали об их отличиях. Это было действительно наглядно и информативно.
 

«Замалчивание темы секса порождает проблемы»

 
- Как в России обстоит дело с половым воспитанием в учебных заведениях?
 
- Это очень важный вопрос. Дело в том, что когда мы писали книгу о половом воспитании, оказалось, что мы не имеем права адресовать ее именно детям. потому что все эти темы попадают под классификацию 18+. И уместно подумать о том, что подобные курсы, с точки зрения нашего законодательства, были бы нужны для родителей. Там специальный человек мог бы рассказывать¸ как адекватно и без стеснения говорить с ребенком, в каком виде преподносить информацию. Взрослые должны понимать, что говорить о половом воспитании со своими чадами – это нужно.
 
Еще необходимо учитывать то, как реагируют на такие лекции родители. Представим ситуацию – ребенок в школе прослушал урок о половом воспитании. Но у него очень консервативная семья. И он потом может испытывать стыд. А замалчивание темы секса между родными создает большие психологические зажимы, комплексы, которые повзрослевший человек потом преодолевает с трудом. Это накладывает отпечаток на его интимную жизнь в дальнейшем.
 
- Что является камнем преткновения?
 
- Иногда люди путают половое воспитание с вопросами исключительно секса. Важно понимать, что о конкретном половом акте мы начинаем говорить только с подростками. С детьми более младшего возраста мы рассуждаем о теле, его интимности. В целом, само обсуждение полового акта занимает 15-20%. Все остальное – очень важные составляющие, которые рассказывают просто о себе, об отношении к себе, о том, как партнер в этом смысле может быть с нами рядом.
 
- Уроки полового воспитания могут предотвратить какие-либо проблемы?
 
- Да. В первую очередь, это ранние беременности. Очень многие считают, что, если мы начнем с детьми говорить о сексе, то подтолкнем их к этому, а все в точности наоборот. У ребенка возникает интерес, который не удовлетворен, потому что с ним это не обсуждалось. И он идет это пробовать. Нужно мягко и информативно объяснить, что это нормально. и очень важно быть готовым обоим партнерам. Учить, что тема секса интимна, не нужно вываливать ее на всеобщее обозрение. Тогда у ребенка нет желания попробовать прямо сейчас – он все знает и ждет, когда придет время. И попробует половые отношения не с первым встречным, а с тем, кому будет доверять.
 
Иногда дети вступают в связь, чтобы насолить родителям, если те слишком критичны по этому поводу: «Даже не думай, а то в подоле принесешь». В таком случае ребенок поступает с позиции «назло» - я докажу, что родитель не прав, что он не имеет права так со мной поступать.
 
- Как современные люди относятся к половому воспитанию детей?
 
- В последнее время в нашем обществе наблюдается положительная тенденция в сфере освещения этой темы. И формируется она из негативного опыта, который родители получили, будучи в нежном возрасте. Сейчас мы имеем возможность это обсуждать, что толкает нас поступать по-другому со своими детьми. Ведь раньше все замалчивалось, окружающих не волновало то, как ты себя чувствуешь. Людям стали небезразличны чувства других. Мы стали более открыты, эмоциональны и свободны, что улучшает качество жизни.
 
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах