Еще несколько столетий назад образование было недоступной роскошью. Сейчас оно – благо, которое открыто абсолютно всем. Правда, современные школьники не очень любят учиться. Говорят, в школе дают много ненужной и неинтересной информации, заставляют ходить на уроки даже когда не хочется, отсюда у современных детей формируется соответствующее отношение: Альма-матер для них – обязательство близкое к заточению в тюрьме. Далее из таких школьников вырастают юноши и девушки, которые не спешат получать высшее образование. Из причин: демотивация и незнание учителями и родителями ее поддержания.
Психолог Ольга Русина объяснила «АиФ-Воронеж», как замотивировать ребенка на учебу с самого маленького возраста и как привить любовь к учебе студентам.
«Я нормальный, я учусь»
Ангелина Оболонская, «АиФ-Воронеж»: Ольга Владимировна, объясните, что представляет собой для ребенка процесс обучения? Как он его воспринимает? Какие эмоции он при этом испытывает?
Ольга Русина: Сам процесс образования, который включает в себя и воспитание, и обучение не дефференцируется ребёнком в раннем возрасте из просто общения со взрослыми: первичные навыки безопасности, начальные знания об окружающем мире. Эти эмоции он получает при контакте с транслятором этого образования. И здесь играет особую роль личность педагога и родителя.
Если рядом с ребёнком давящий авторитарный учитель, то ребенок будет испытывать с ним обиду, тревогу, стыд, вину или даже злость и страх. Все эти эмоции, вызванные дискомфортом от контакта с таким человеком, отражаются и на восприятие себя в учебном процессе. У ребенка происходит внутренний диалог: «Какой я? – Неуспешный, не умный, ленивый, непонятливый» Также эти мысли проецируются на отношение к образовательному процессу. У ребенка возникают ассоциации: учиться сложно, непонятно, а лучше вообще не желательно.
Напротив, если школьника образовывает понимающий и грамотный взрослый, то у ребёнка раскрывается естественная потребность к познанию. Отвечая на вопрос: «Какой я?», он скажет: - «Я нормальный! Я учусь и развиваюсь».
- Если ребенок не хочет учиться – проблема только в ребенке? Могут ли быть виноваты учителя, родители и одноклассники?
- Нежелание учиться не является проблемой. Оно может быть абсолютно нормальным проявлением возрастных кризисов, этапа формирования учебных навыков или мотивации. Родителю важно понять, какой предмет ребенок не хочет учить? Чем его не устраивает учебный процесс? Как долго он способен просидеть за уроками?
Еще одно важное замечание: всем субъектам образовательного процесса не нужно искать виноватых в неуспехах ребенка. Это создаёт ненужное напряжение и уводит диалог между педагогами и родителями в деструктивную линию.
- Может ли мотивация пропасть из-за количества школьных или внешкольных занятий? Как понять, что пора «разгрузить» ребенка?
- Мотивация не пропадает, она меняет вектор с достижения успеха на поиск пути избегания неудач. Безусловно, большая нагрузка и отсутствие свободного времени будут усложнять контакт ребенка с процессом образования. Ребёнку, как любому человеку, необходимо личное время для осмысления, осознания того, что с ним происходит, что он чувствует, как это происходит и зачем. Если времени на рефлексию нет, то нет и понимания «Зачем я это делаю?»
Если ребенок стал раздражительным или наоборот индифферентным, с нарушениями сна, пищевого поведения и частыми болезнями, это значит, что он не справляется со своей нагрузкой.
- Какие психологические проблемы могут возникнуть из-за сильного переутомления? Как распознать, что ребенка пора показать психологу?
- Переутомление влияет на удовлетворённость жизнью, формирование неврозов, снижению когнитивной функций. Надо разбирать ситуацию, которая негативно влияет на ребёнка. Она может быть непонятна родителям или педагогам, и это абсолютно нормально. При возникновении сложностей, напряжения в контакте с собственным ребёнком обращаться к специальным знаниям – литературным источникам и блогам практикующих психологов.
Это потрясающий пример для ребенка: родитель, которому не хватает знаний и навыков, может самостоятельно образовываться.
Ненужное высшее образование
- Какие самые частые причины отсутствия желания получать высшее образование?
- Наиболее распространенной причиной является обесценивание статуса высшего образования, невозможность видеть перспективы своего профессионального становления в контексте полученного образования. Также к студенчеству копится напряжённость по вопросу обучения, несформированность профессионального самоопределение и личностная незрелость.
- Часто студенты жалуются на обилие неинтересной и бесполезной информации. Например: «Зачем мне физкультура и философия, если я хочу быть бухгалтером?» Что делать родителю в таком случае?
- Это обилие, на первый взгляд, неинтересной и бесполезной информации несёт в себе важную развивающую функцию. Необходимо рассматривать её как некие упражнения для мыслительной деятельности.
Высшее образование несёт в себе не только функции формирования узких, прикладных профессиональных компетенций, но и развивает саму личность студента, его коммуникативные и когнитивные способности, это является фундаментом успешной самореализации.
- Для многих родителей настоящим горем становится тот факт, что их ребенок не хочет получать высшее образование или бросает учебу в вузе. Как родителю принять это нежелание поучать высшее образование?
- Родители переживают за утерю зачастую ошибочного стереотипного чувства уверенности за будущее ребенка. Родителю важно принять тот факт, что ребенок – это отдельная личность со своим мироощущением. Надо помнить, что решение о высшем образовании – это история уже «не про родителя», а «про ребенка».