Популярность семейного образования растёт. Однако и противников такой системы обучения существует немало.
«АиФ-Воронеж» поговорил с многодетными матерями, которые рассказали о плюсах и минусах семейного образования, о том, как происходит обучение вне школы, и каких ошибок стоит избегать при переходе на СО.
Сложности перехода
У Галины Старченко из Воронежа – трое детей. На семейное образование их вдохновил опыт других семей.
«Я увидела, что у детей так остается больше свободного времени, каждый может обучаться в комфортном ему темпе. Ребенок где-то отстает, а где-то опережает программу, но это не маркер успеха, так как он сравнивает себя не с другими, а с тем, каким он был вчера. Кроме того, мы хотели активно путешествовать и не быть привязанными к одному месту.
Трудностей испытывали не больше, чем в любом новом для себя деле. Конечно, приходится изучать информацию, подбирать индивидуальные материалы для детей, согласовывать режим семьи, чтобы всем было удобно. Самая большая сложность – это составлять расписание, которое будет удобно для всех членов семьи. Но и это же большой плюс – дети учатся самоорганизации».
Плюсы и минусы
«Конкретно для нашей семьи СО – это большой плюс. Мои дети – билингвы, поэтому мне важно развивать сразу оба языка и не превращать целый день в школу. С переходом на СО у детей освободилось большое количество времени, так как они тратят на обучение около двух часов в день четыре раза в неделю. Они могут посещать больше секций по интересам и больше отдыхать. Из минусов – это занимает достаточно много моего времени. Но я не знаю, сколько это бы занимало времени, если бы дети ходили в школу. Что касается общения, то детям хватает его во дворе и в секциях».
Как происходит обучение
«У нас в семье процесс обучения строится таким образом, что я подбираю всем материалы, опираясь на требования той программы, которую нужно сдать, на свой личный опыт работы с разными пособиями, на способности детей. У каждого ребенка есть своя программа, учебники и расписание. Оно состоит из двух блоков: задания, которые дети делают вместе со мной, и самостоятельная работа. Дети знают, в какое время я могу помочь им с совместными занятиями. А самостоятельные задания они могут делать в течение дня, но до определенных рамок.
Я проверяю самостоятельную работу и мы вместе разбираем какие-то ошибки. А в будущем я отслеживаю, чтобы эти ошибки не повторялись. За время обучения дома мы с дочерью сменили три формата разных аттестаций. Сейчас прикреплены к частной московской школе, и она письменно сдаёт экзамены три раза в год».
Избежать ошибок
«Найдите для себя поддерживающую среду – других опытных родителей, которые уже прошли этот путь. Потому что вопросы всё равно будут возникать, и здорово, когда есть возможность с кем-то их обсудить. Хотя бы просто послушать, как есть у других, чтобы не казалось, что у всех всё идеально, а у вас – нет. Поддерживающее обучение дает маме опору в первое время.
Не ставьте учёбу выше отношений, потому что СО строится, прежде всего, на отношениях родителей и детей. И если ребенок переходит со школьного обучения на домашнее, то, скорее всего, первое время он будет саботировать учебу. Испортить с ним отношения – это будет большой ошибкой с вашей стороны. Дайте ему время. Читайте книги, проходите курсы, прислушивайтесь к опытным родителям – это позволит погрузиться в атмосферу, зарядиться уверенностью в своих силах».
Вынужденный переход
У Натальи Потеха из Гатчины – пятеро детей. Их путь к семейному образованию был иным. Переход на СО был вынужденным, а двое детей через некоторое время вернулись обратно в школу.
«Я начала задумываться о семейном образовании, когда в школу пошёл мой третий ребёнок. Он испытывал колоссальные трудности в обучении. СДВ, дислексия и дисграфия стали причиной того, что на уроке он не мог читать и понимать прочитанное. А домой он приходил максимум с написанным в тетрадях числом. Вместе мы делали и классную работу, и домашнюю. В итоге я решила забрать его из школы. Остальные дети сами попросились на семейное обучение. Однако позже двое детой вернулись обратно в школу».
Плюсы и минусы
«Школьные правила дома не работают, поэтому нам пришлось создавать свою систему. Уйдя из школы, мы стали видеть больше смысла в том, что делаем. Поскольку нет необходимости учиться для отчётов, выполнять что-то для галочки.
Каждый ребёнок получает индивидуальный подход. Я помогла младшему сыну справиться со сложностями. Мы скорректировали те проблемы, которые у него были. До десяти лет он изучал по русскому языку и чтению программу второго класса. А сейчас уже догнал своих ровесников и оканчивает четвертый класс. У детей появляется выбор, они сами принимают решения, становятся активными участниками собственного образовательного процесса.
Но, к сожалению, с переходом на СО они стали меньше общаться со сверстниками. Мы живем не в городе, поэтому единственное общение – это кружки и соцсети».
Процесс обучения
«В январе дети пишут предварительные тесты по предметам, которые входят в аттестацию, я проверяю, выявляю пробелы в обучении по программе. В феврале и марте дети выборочно проходят проблемные темы. В апреле и мае – сдают тесты. Я анализирую результаты и составляю список того, что нужно подтянуть.
За июнь, июль, август и сентябрь дети ликвидируют те пробелы, что обнаружились при аттестации. Вдобавок к этому занимаются теми предметами, которые им нравятся. В октябре, ноябре и декабре мы вместе составляем учебный план, дети изучают программу класса, в который перешли. Таким образом, на аттестацию мы работаем два месяца в году. А все остальное время дети учатся во многом тому, что им интересно, успевая изучить много дополнительной информации не по программе».
Советы родителям
«Решите для себя, зачем вам нужно семейное образование. Думайте не о том, от чего хотите уйти, а о том, куда хотите прийти. Я не адепт СО, и не считаю, что всех детей нужно срочно спасать от школы. Есть разные семьи, есть разные инструменты образования под разные задачи. И они в данном случае первичны. Если задачи нет, а есть страхи и просто желание быть не как все, идти против системы, то можно наломать дров. Не уговаривайте ребенка уходить из школы, если он не хочет. Но прислушайтесь к нему, если он сам попросит его оттуда забрать».