216

Образование без ограничений. Как обучают детей с нарушениями слуха

В Воронежской области живут 317 детей с нарушениями слуха. Часть из них обучается инклюзивно – то есть ходит в общеобразовательные школы. Но некоторым ребятам требуется чуть больше усилий, чтобы получить хорошее образование и влиться в общество. Для таких работают специальные коррекционные заведения. Сегодня их посещает 251 школьник.

В рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» Воронежская область, как и другие регионы РФ, получает поддержку в организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В регионе реализацию проекта курирует департамент образования, науки и молодежной политики. За счет федеральной субсидии можно обновить материально-техническую базу в коррекционных школах, чтобы процесс обучения стал более интересным и эффективным. Так, воронежская школа-интернат № 6 для обучающихся с ОВЗ, где воспитываются 120 детей,  в 2019 году получила в качестве поддержки 3,85 миллиона рублей, а в 2020 году  Бобровская школа-интернат и Павловская школа-интернат – по 7,8 миллионов рублей.

О том, как организована работа коррекционных школ для детей с нарушениями слуха и как они преображаются с помощью нацпроекта «Образование», читайте в нашем материале.

Фото: Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

От первых букв до первой профессии

Истоки Павловской школы-интерната относятся еще к довоенным годам. В 1932 году в Павловске организовали школу для плохо видящих и плохо слышащих детей. Сначала здесь училось всего пять глухих ребят и один класс - слепых. Сегодня в школе-интернате получает образование 41 воспитанник с нарушениями слуха, а объединение учителей индивидуальной работы состоит из 14 специалистов, пять из которых имеют высшее специальное образование, остальные прошли переподготовку с присвоением квалификации «Учитель-дефектолог (сурдопедагог)».

Специальные образовательные программы помогают ребятам развивать слуховое восприятие и формировать правильную словесную речь. Образование идет непрерывно – от дошкольного до общего - с возможностью дальнейшего обучения в средних и высших учебных заведениях. Фактически каждый ученик получает индивидуальный подход с учётом уровня его слухоречевого развития, познавательных процессов, личностных особенностей и условий воспитания вне школы.

За последние годы здесь создали уникальную образовательную среду, которая способствует реализации возможностей детей с нарушенным слухом и их успешной дальнейшей социальной адаптации. Специальная звукоусиливающая аппаратура – как коллективная, так и индивидуальная – помогает ребятам преодолевать физические барьеры. Воспитанников не только учат физике и литературе, но и готовят к самостоятельной жизни, помогают адаптироваться в современном мире, искать свое место в нем, самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение и творчески мыслить. Ребята получают навыки проектной деятельности, командной работы, креативного мышления и использования современных цифровых технологий.

Старшеклассникам помогают выбрать достойные профессии с помощью бытовой ориентировки, экскурсий на предприятия и встреч с людьми различных профессий. Многие выпускники продолжают совершенствование трудовых навыков в Воронежском областном центре реабилитации. А сотрудничество с Центром занятости и профессиональными учебными заведениями помогает им найти хорошую работу.

Фото: Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

«Школа – это второй дом»

С 2020 года учебное заведение присоединилось к региональному проекту «Современная школа» национального проекта «Образование». С его помощью в школе создали пространство, в котором комфортно учиться детям и работать педагогам. Теперь здесь есть целый ряд интересных мастерских: швейная, мастерская повара, мастерская рабочего по обслуживанию зданий, где юношей учат столярно-слесарному делу, резьбе по дереву, навыкам работы с сантехническим оборудованием. А еще - кабинет педагога-психолога, коворкинг-центр для отдыха воспитанников, кабинеты учителей-дефектологов, компьютерные классы, современные кабинеты химии, биологии, физики, студии дополнительного образования – экологическая, декоративно-прикладное искусство, фото- и видеостудия, студия анимации.

С 2006 года ученики 10-11 классов проходят дополнительное профессиональное обучение по специальности «Повар», по окончании которого ребята получают свидетельства о присвоении разряда по выбранной специальности. Уроки резьбы по дереву ребята начинают посещать с пятого класса. Эти занятия, сочетающие труд мастера с искусством художника, становятся одной из основ эстетического воспитания детей, развивают мышление и вырабатывают вкус к искусству.

Вот уже более 25 лет в Павловской школе-интернате действует театральная студия «Вдохновение», которой руководит учитель высшей квалификационной категории Евгения Погорелова.

«Театр для неслышащих детей – это возможность внутреннего самовыражения. Он учит чувствовать, мыслить, действовать, - говорит Евгения Петровна. - Работа над постановкой спектаклей способствует развитию просодической стороны речи. У детей формируется умение говорить четко, выразительно, используя различную интонацию, темп для передачи конкретного образа. Учители-дефектологи формируют навыки выразительного пересказа, обращая внимание на артикуляцию, развитие речевого дыхания, четкость дикции, умение управлять своим голосом. Это всегда волнение, суета, ну и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя, а также реквизитора, звукооператора, бутафора, костюмера  зависит успех спектакля».

Педагоги Павловской школы-интерната тесно работают с родителями учеников. Они знакомятся с семьями, поддерживают контакты, посещают тех, кто находится в трудной жизненной ситуации, привлекают мам и пап к активному участию в жизни детей в школе и дома и вовлекают их в учебный процесс и внеурочную деятельность.

Мама первоклассницы Сирануш Артуровна говорит, что коллектив учителей и воспитателей во главе с директором делают всё для создания комфортных условий обучения и воспитания детей: «Любая школа - это большая семья, в которой своим чередом идёт жизнь. И я, как родитель, очень рада, что мой ребёнок попал в хорошую «семью». Атмосфера в школе доброжелательная. Работают в ней учителя и воспитатели - профессионалы своего дела. И для меня самое главное, что мой ребёнок с радостью идёт в школу».

«Все главное в судьбе человека начинается со школы. Школа - это второй дом.  Вот уже который год каждое утро школа радушно открывает свои двери для наших детей. Это особый мир учеников и учителей, в котором каждый ребенок стремится найти себя. В нашей школе красивые и просторные кабинеты, светлые классы, современный спортивный зал. У нас замечательные учителя! Они не просто проводят уроки. Каждый старается заинтересовать детей своим предметом. Благодаря нашим педагогам мы постигаем самую важную науку: быть честными, добрыми, уметь общаться, по-настоящему дружить», - поделилась мама четвероклассницы Ани Наталья Александровна.

Фото: Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

«Они всегда друг за друга»

В Бобровской школе-интернате сегодня воспитываются 90 детей с различными нарушениями слуха из 17 районов области. Здесь тоже есть звукоусиливающая аппаратура для фронтальной и индивидуальной работы, а также приборы, оптически отображающие речевые процессы, сурдологопедические тренажеры для работы над произношением и так далее. В конце каждого учебного года школа проводит речевые конференции. Педагоги уверены -  возможности неслышащих людей при правильном подходе и образовании очень широки.

«Дети обучаются в школе-интернате 12 лет и за это время получают образование, приравненное к 11 классам общеобразовательной школы. Помимо адаптированной основной программы, здесь проходят курс коррекционных предметов. Один из них — развитие речевого слуха и формирование произношения — преподается индивидуально каждому ребенку на протяжении всех лет обучения. Таким образом педагоги помогают ребенку развить тактильно-операционную чувствительность. Такие уроки проводятся с каждым учеником ежедневно», - рассказывает директор школы-интерната Ирина Маликова.

Но время не стоит на месте. Чтобы отвечать всем требованиям современного образования, Бобровская школа-интернат стала участником федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование», который помог учебному заведению обновить материально-техническую базу. Теперь здесь есть современные учебные мастерские по профилям «Поварское дело», «Столярное, слесарное дело», «Рабочий по ремонту и обслуживанию зданий». Кабинеты ритмики, педагогов-психологов и учителей-дефектологов получили современное оборудование, которое делает занятия еще более интересными и эффективными. Например, в школе появился сенсорно-динамический зал, в котором проводится общеразвивающая, коррекционно-образовательная, психологическая и психотерапевтическая работа с детьми с нарушениями слуха. Закуплено  новое оборудование в компьютерных классах. Теперь ребята могут обучаться робототехнике, а в кабинетах начальной школы есть мультимедийные образовательные комплексы и цифровые лаборатории.

В рамках нацпроекта «Образование» в 2020 году проходил II Всероссийский конкурс «Доброшкола» для коррекционных учебных заведений. Бобровская школа-интерната отличилась в номинации «Лучший развивающий класс».

«Конкурс проходил среди участников реализации федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование», — рассказала директор Ирина Маликова. — Мы стали его участником в 2020 году. Благодаря этому наше учреждение значительно обновилось».

На конкурсе школа представила презентацию кабинета дополнительного образования «Издательский дом», где ребята могут производить полиграфическую продукцию, например, буклеты, визитки и журналы, ремонтировать школьный библиотечный фонд, помогать учителям школы реставрировать книги, издавать школьные стенгазеты и делать профессиональное фото. Обучающиеся этого профиля получают предпрофессиональную подготовку по профессиям фотографа, брошюровщики и переплетчика. К тому же работа в «Издательском доме» предусматривает активное участие в коллективной коммуникативной деятельности, способствует развитию речи и интеллекта.

Есть здесь и кабинет автодела, оборудованный учебными пособиями, тематическими стендами, макетами деталей автомобиля. Школьников учат культуре поведения на дорогах и правилам дорожного движения. В кружке можно даже получить предпофессиональную подготовку по специальности «водитель».

Еще в Бобровской школе оборудовали сенсорно-динамический зал с «Домом Совы», где под руководством педагога ребенок выполняет специально разработанную для него программу, которая нагружает зрение, слух, тактильное восприятие, вестибулярный аппарат.

За победу в «Доброшколе» Бобровскую школу-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья наградили сертификатом на 200 тысяч рублей на приобретение оборудования, хрустальной статуэткой и дипломом.

Окончив школу, ребята продолжают обучение в вузах Воронежа, Липецка, Москвы, Ростова, Пензы и других городов. Например, выпускники 2007 года, поступив на обучение Московский педагогический государственный университет, вошли в состав творческого коллектива «Ангелы надежды», что помогло им в дальнейшем трудоустройстве. Подавляющее число воспитанников создали свои семьи, ведут активный образ жизни и трудятся на достойной работе.

«Наши дети не изолированы, они не зажаты, а наоборот — открыты ко всем и ничего не боятся. У них никогда не возникнет страха, если мы везем их на какое-то мероприятие, где будут дети без нарушения слуха. Для них это не проблема, - говорит Ирина Маликова. - Однако при всех чудесах адаптации глухих и слабослышащих  детей они всегда тянутся сильнее друг к другу,  чем к остальным.  После школы дети продолжают очень тесно общаться. Если у кого-то что-то случается, они приходят на помощь своим. Они всегда друг за друга. У них свой мир, хоть они и открыты ко всем».

Татьяна Сыроватская окончила Бобровскую школу-интернат в 2010 году.

«Наша школа всегда в рейтинге интернатов занимала лидирующие места, - рассказывает Татьяна. - Школа давала нам не только знания, но необходимые жизненные навыки. Педагоги всегда твердили, что возможности людей с ограничениями безграничны! В настоящее время учатся мои дети, которым очень нравится школа. Сегодня там работают активные и увлеченные педагоги. С большим энтузиазмом они делают образовательный процесс по-настоящему интересным, познавательным и результативным. В 2020 году в школе прошли значительные изменения: обновилась инфраструктура, приобретено новое современное оборудование и мебель. Расширены возможности педагогов и детей по использованию информационных технологий, цифровые лаборатории помогут неслышащим детям наглядно воспринимать учебный материал, а занятия робототехникой будут развивать у детей абстракцию, способность составлять алгоритмы и проектировать схемы. В школе замечательно развито дополнительное образование, много различных кружков, но радует, что с этого года реализуются программы по предпрофессиональной подготовке. Даже если ребенок не выберет в дальнейшем ту или иную профессию, полученные навыки ему всегда пригодятся в жизни. Я очень горжусь нашей школой!»

Пение на языке жестов

Жизнь людей с нарушениями слуха сегодня мало отличается от всех остальных. Они учатся, путешествуют, ходят на работу, наслаждаются искусством и даже становятся музыкантами. В последнем им помогает такое необычное направление, как жестовая песня. О ее особенностях рассказала Татьяна Андреева – сурдопереводчик с русского жестового языка.

«Русский жестовый язык – это полноценный язык со своей лингвистикой и грамматикой. В нем есть свои правила. Процесс перевода на него схож с переводом с любого иностранного языка, но тут есть свои особенности. Во-первых, очень важно выбрать песню, которая нравится исполнителю, чтобы он мог знать слова наизусть и проявить весь спектр эмоций. Во-вторых, жесты подбираются по смыслу, а не к конкретным словам, ведь слово может быть многогранным, а жест всегда конкретен. Приведу простой пример - слово «ручка». В жестовом языке нет слова, обозначающего просто ручку. Есть ручка дверная, есть та, которой мы пишем, есть рука человека. Сначала мы подбираем каждый жест отдельно, а потом уже объединяем их в нечто прекрасное. Важно, чтобы между жестами был гармоничный переход, а проигрыши не были пустыми. Нужно продумать, что делает во время паузы исполнитель – стоит, двигается или что-то говорит. Тогда песня будет смотреться органично, понятно и красиво. Вообще песня на жестовом языке – это отдельный вид творчества, который развивает пластику рук и способность передать эмоции через мимику и движения».

Особенный чемпионат

В 2017 году на базе Новоусманского многопрофильного техникума создали региональный центр развития международного движения «Абилимпикс», цель которого – проводить конкурсы профессионального мастерства среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

В 2016 году в Воронежской области впервые провели такой чемпионат по 16 компетенциям. В 2020 году количество направлений увеличилось до 18! Участники из разных возрастных категорий соревнуются в веб-дизайне, мастерстве строителя и портного, малярном деле и декоративном искусстве, ремонте и обслуживании автомобилей, социальной работе и бухучете, визаже и медицинском уходе и так далее. Победители регионального этапа едут в Москву представлять Воронежскую область на национальном конкурсе, задача которого - показать людей с инвалидностью как настоящих профессионалов своего дела, чьи ограниченные возможности не мешают им быть полноправными членами общества, работать, жить и радоваться жизни.

Воронежец Константин Ледочков в этом году занял почетное третье место в финале национального чемпионата «Абилимпикс» в категории «Специалисты». В раннем детстве у Кости произошло осложнение после прививки, но это не мешало ему расти и развиваться. Мальчик интересовался конструктами и машинами, и папа научил его разбираться в машинах. В 2017 году Костя поступил в Новоусманский многопрофильный техникум на автомеханика. Мастера производственного обучения увидели в нем будущего участника «Абилимпикса». В 2018 году он занял третье место в региональном чемпионате в категории «Студенты», в 2019-м добрался до второго, а в этом году принял участие в национальном чемпионате в качестве специалиста. После того, как Константин привез домой престижный приз, ему тут же поступило предложение от работодателя.

«Национальный чемпионат 2020 года подарил нам несравнимый ни с чем опыт. Впервые чемпионат собрал 86 субъектов РФ в дистанционном формате. Конечно, все участники волновались. Мы ждали призовые места в ряде компетенций, так как при подготовке конкурсных заданий ребята хорошо отработали. В таком чемпионате победитель каждый участник. Это и те, кто работал в региональном чемпионате, и те, кто показывал свое мастерство в национальном чемпионате. Мы гордимся каждым своим участником, наставником, техническим экспертом, экспертом площадки и волонтером», – прокомментировала руководитель регионального центра развития движения «Абилимпикс» Воронежской области Наталья Золотарева.

Оставить комментарий (0)