«Учителем года-2020» Воронежской области стал преподаватель физкультуры Терновской СОШ №1 Тимур Садовский. В интервью «АиФ-Воронеж» Тимур рассказал о том, как учит детей выживанию в лесу, о задачах современного урока физкультуры, дистанционных занятиях и оценках за старания.
Туризм как воспитание
Анастасия Ходыкина, «АиФ-Воронеж»: Тимур, в нашем регионе звание «Учитель года» впервые получил учитель физкультуры. Чем вы покоряли жюри?
Тимур Садовский: Конкурс был разбит на три больших этапа. Нужно было написать эссе, дать мастер-класс, показать авторскую методику или взгляд на какой-то момент педагогики. Я показал, как мы с небольшой группой ребят ходим в походы во внеурочное время – разводим костры, варим кашу. Это обыденные вещи, которым в жизни, как оказывается, никто не учит. Я дал методику «кризис как система воспитания»: мы искусственно создаём кризисные ситуации, добавляем немного экстремальности, и дети с помощью педагога или самостоятельно находят выход. В этом и есть суть методики: дети гораздо лучше запоминают практический опыт – он становится не просто изученным, а пережитым. Заблудились в лесу – работаем с картой и компасом, забыли походную посуду – обходимся подручными средствами, кто-то сломал ногу – требуется взаимопомощь.
С пятиклассниками играли в пионербол. Цель – улучшить коммуникацию между игроками-учащимися. Дело в том, что из-за распространения гаджетов, сетевого общения дети, к сожалению, всё меньше общаются со сверстниками. Невербальная коммуникация через игру хорошо помогает наладить контакт.
- Как же выживание в лесу сочетается с уроком физкультуры?
- Туризм даёт хорошую физическую подготовку. Раньше сам ходил в походы на Кавказ: за десять дней преодолевали 250 км. В таких условиях физическая форма достигается лучше, чем в ходе тренировок. У туризма можно взять очень многое: безопасность, правила поведения, оказание первой помощи, работу с верёвками и др. Эти приёмы хорошо помогают в обучении детей, которые по физическим возможностям не могут заниматься программными видами физкультуры. Ведь у нас как? Дети со слабым здоровьем часто страдают бронхитом, астмой, другими хроническими заболеваниями, вынуждающими к пассивному поведению. Ребёнок тогда говорит: «Мне нельзя заниматься физкультурой, я освобождён». У меня это вызывает негодование. Да, я понимаю наших докторов, которые пекутся о здоровье, но от какого вида физической активности они дали освобождение? Видов-то много! Можно взять теннисный мячик и развивать хваткость рук, координацию, скорость движения, мелкую моторику, при этом даже не вспотев! Поэтому элементы туризма стали для меня выручалочкой. И детям интересно.
Каждому – по возможности
- Есть ли сейчас нормативы на физкультуре?
- Есть, и у каждого класса они свои. Но я не сторонник нормативов и выставления оценок на их основе. Хотя понимаю, что нужно как-то поощрять ученика за хорошее выполнение заданий, чтобы ребёнок видел, куда ему расти. Но я против того, чтобы оценка по физкультуре портила эмоциональную сферу ребёнка, так как он не смог что-то сделать, даже очень стараясь. Сейчас много детей с лишним весом, хроническими заболеваниями, слабостью опорно-двигательной системы. А мы всё требуем от них выполнения нормативов чуть не советского периода. Поэтому в своей работе от нормативов как оценке за урок я ушёл. Оцениваю именно работу – пробежал то количество метров, которое смог, сделал разминку, растяжку. Вполне возможно, что скоро нам придётся разрабатывать нормативы для каждого ученика и выстраивать индивидуальные траектории физического развития на год, на месяц, на неделю. В педагогической науке секрет один – видеть в ученике ребёнка и давать ему право выбора – чем бы он сам хотел заняться для достижения определённой цели. Поэтому иной раз я на ходу меняю план урока. Уже сейчас многих детей не привлекают та же классическая гимнастика или баскетбол. Им гораздо интереснее стритворкаут, паркур, маунтинбайк. Думаю, скоро программа будет пересмотрена в пользу дворовых видов спорта. В конечном счёте, мы – сфера услуг, а заказчики – государство, дети, родители.
- В чём задача современного урока физкультуры?
- Уроки физкультуры дают базовые принципы, чтобы, например, предупредить ребёнка, где он может оступиться или каких высот способен достичь. Не так важно повторить 300 раз одно упражнение, важно дать понять, что это упражнение ему под силу. И если он захочет, то сможет этому научиться. Думаю, что эмоциональный фактор урока физкультуры намного важнее, чем физический. Так, ребёнок с повышенным потенциалом может ничего не и сделать, если в этот день у него что-то не срослось. Видя ученика в плохом настроении, я не допускаю его к гимнастическим снарядам, а предлагаю заняться чем-то другим. Физическую форму можно восстановить, а неудачный опыт надолго накладывает отпечаток на психологическом состоянии и способен привести к травме. Дети любят двигаться, играть. И с удовольствием будут ходить на физкультуру, если получат это на занятиях. Но если уроки проводить только по программам и нормативам, физкультура станет для них адом.
Нагрузка по выбору
- Интересно, как вы проводили уроки по физкультуре дистанционно?
- Я концентрировался на личности каждого ученика – этого как раз не хватает на школьных занятиях. Готовил видеоуроки: записывал сам или находил в интернете 15-минутные скетчи по йоге, пилатесу и др. Нагрузку дети должны были выбирать по своим силам и ощущениям. Затем ребята присылали видеоотчеты. Также работали над рационом питания. Многие девочки старших классов интересовались, чем питаться, чтобы похудеть или, наоборот, пополнеть. Давал рекомендации, обращал внимание на нарушения в рационе. Нельзя сказать, что мы легко преодолели этот период, но катастрофических потерь физической формы осенью не наблюдалось. Тем не менее отсутствие массовых мероприятий, соревнований всё же отразилось на спортивных ребятах.
- Не могу не спросить: почему вы стали учителем? Неужели мечтали об этом с детства?
- Старший брат пошёл учиться на юриста, как отец, я – на ветеринарного врача, но стал учителем, как мама. Помог случай: после армии мне предложили возглавить детскую группу по туризму, потом семь лет я был директором спортивной школы. Мне всегда нравилось работать с детьми. И на посту директора я понял, что педагогическая работа приносит мне гораздо больше удовольствия и творческого подъёма, чем управленческая. Вот, три года назад окончил физкультурный и пришёл работать в родную школу.