Примерное время чтения: 10 минут
1942

«Учителей называют волшебниками». Как создаются мультики руками детей

Кадр из мультфильма «Телескопа».
Кадр из мультфильма «Телескопа». / Александра Андрук / Из личного архива

Студия экранного творчества «Телескоп» появилась в Воронеже девять лет назад. Здесь мальчишки и девчонки делают мультики своими руками: из пластилина, бумаги и красок. Они успели выпустить более двух сотен мультфильмов на самые разные темы – от бытовых до философских.

В День российской анимации корреспондент «АиФ-Воронеж» пообщался с преподавателями «Телескопа» о том, как создаются детские мультфильмы руками самих детей и почему они считают студию лучшим местом в мире.

«Настоящее волшебство»

Кадр из мультфильма.
Кадр из мультфильма. Фото: Из личного архива/ Александра Андрук

Детская студия экранного творчества  «Телескоп» появилась в Воронеже в 2011 году как часть Центра развития творчества детей и юношества. Ее идейными вдохновителями и первыми педагогами стали Сергей Болгов и Елена Волкова, а в нынешнем преподавательском штате — целых пять молодых талантливых сотрудниц. «Телескоп» стал первой в Воронеже школой, в которой дети могут освоить азы техники мультипликации и попробовать себя в роли режиссеров, художников и сценаристов. Сюда принимают всех желающих с шести лет. Уроки проходят камерно - по три-пять человек.

«В нашей студии ребята примеряют на себе разные роли: режиссеров, аниматоров, художников, звукорежиссеров, – рассказывает преподаватель Александра Андрук. – Одна из наших задач – стать со своим героем заодно. Ведь то, что мы снимаем, рисуем, придумываем и лепим, - это все про нас. И сверхзадача, по моему мнению, - пройти с героем его путь и стать победителем».

В студии есть традиция называть преподавателей волшебницами, а перед началом занятий ребятам предлагают определить свое настроение, сравнивая его с чем-то необычным. Например, какой ты сегодня фрукт, какая мелодия или даже страна или континент?

«Хотелось создать максимально доброжелательную, принимающую среду, место, где хорошо находиться, где идеи будут получать свое развитие, а не обрезаться «как надо», – объясняет организатор студии Елена Волкова. – В процессе работы дети наблюдают, как их персонаж оживает, как движение появляется там, где его нет. Это и есть настоящее волшебство».

О чем думает дракон?

Кадр из мультфильма «Природа чемодана». Фото: Из личного архива/ Александра Андрук

«Сюжеты придумываются совершенно по-разному. Они могут рождаться из маленькой искорки идеи, могут находиться за окном, а могут долго-долго обдумываться и выбираться, - рассказывает Александра Адрук. - Однажды сюжет пришел к нам очень забавно. Мы с ребятами долго думали над совместным мультфильмом, а идея все никак не приходила на ум. И как-то я услышала песню группы «Серебряная свадьба» про путешествие, а точнее про то, что мы складываем в свои чемоданы для поездки. Этой композицией я с поделилась с ребятами, и она так пришлась по душе, что мы решили сделать на ее основе мультфильм «Природа чемодана». Ребята серьезно подошли к этому проекту. Они распределяли роли, рисовали раскадровку, обсуждали, как лучше снять следующую сцену. И мы всей студией пели эту заразительную песню и смеялись оттого, что каждый может подхватить ее с любого места».

В другой раз, вспоминает Александра, девочка пришла с готовым предложением – снять мультфильм про бездомных животных о том, как бродячий пес становился домашним.

«Получилось невероятно трогательно, очень открыто, по-честному, - говорит «волшебница». - Потом мы этим мультфильмом поделились с приютами для бездомных животных. Им было безумно приятно».

От идеи до премьеры

Работа над мультфильмом может начаться с необычного героя или вымышленного мира.

«Допустим, мы придумали дракона в сиреневый горошек и фантазируем, о чем он думает, что есть на завтрак, какого цвета у него ботинки, кто у него друзья и что происходит у него за окном. А бывает так, что первым рождается в фантазии мир, и уже для этого мира мы придумываем героя. После мы пишем рассказ и делаем раскадровку - это что-то вроде комикса про нашу историю, где подробно показаны основные моменты рассказа с акцентами на детали и героев. Потом определяем, в какой технике у нас будет мультфильм, и делаем героев, фоны и реквизит», - рассказывает преподаватель.

Рабочий процесс в студии «Телескоп».
Рабочий процесс в студии «Телескоп». Фото: Из личного архива/ Александра Андрук

Как правило, один и тот же герой и даже отдельные его части создаются в нескольких планах. И только после того, как звучит «Мотор!», команда приступает к съемке. Снимают на специально оборудованных мультипликационных станках, где зеркальный фотоаппарат подключен к ноутбуку с профессиональной анимационной программой. Чаще всего используется покадровая техника съемки stop motion: небольшое движение героя – съемка, опять движение - и снова съемка. Параллельно записывается звук.

«Мы думаем, что и как будет говорить герой, а может быть, он будет молчать, но громко топать или идти сквозь лес, и тогда нам нужно будет шуршать и хрустеть, для этого этапа мы вооружаемся всеми подручными средствами: музыкальными инструментами, тарелками, пакетиками, крупами, - делится секретами Александра. - После того, как мы все сняли и записали звук, переходим к монтажу. В программах ребята с нашей помощью соединяют видео со звуком, дополняют это эффектами и титрами, и наша анимация готова. Ну и самое главное – это, конечно, премьера! Для наших маленьких мультипликаторов мы устраиваем большие показы. Приглашаем родителей, ребята очень трепетно к этому относятся, делают билеты, программки рисуют, афиши. В конце показа можно задать вопросы авторам, на которые они с удовольствием, чуть-чуть стесняясь, отвечают».

Созданные ребятами мультфильмы даже показывают по местному телевидению.

«Лучшее место в мире»

Еще у студии есть важная миссия: преподаватели проводят выездные занятия с детьми из отделения онкогематологии Воронежской областной больницы и детских домов. А еще в рамках международного проекта World Viewpoint представитель «Телескопа» Олеся Скоробогатова проводила мастер-классы в школах Бангкока и в удалённых деревнях Таиланда, Азербайджана и Турции. Таким образом «волшебницы» хотят почувствовать, как видят мир дети и взрослые из разных стран, и познакомить их друг с другом через мультфильмы.

Преподаватели студии вместе с учениками.
Преподаватели студии вместе с учениками. Фото: Из личного архива/ Александра Андрук

«Тяжело ли работать с детьми? Нет. Мне кажется, этот вопрос для меня не возникает, – говорит Александра Андрук. – Наверное здесь можно задать параллельный вопрос - тяжело ли работать с людьми? Потому что мы работаем с невероятными людьми, я уверена, когда они вырастут, они станут талантливейшими и раскроются еще больше! И нам очень приятно быть сейчас рядом с ними. Наши ребята учатся быть собой – принимать, отдавать, радоваться, грустить, делиться и быть счастливым. Как-то они написали на нашей доске информации «Телескоп – это лучшее место в мире». Здесь они могут говорить и снимать о волнующих их темах, могут затронуть что-то важное для них. И ребята знают, что их тут примут и поймут. Я думаю, это очень важно и для них, и для нас».

«Технологии – это одно, но когда ребенок делает что-то своими руками, он реализует свое собственное «я» и имеет возможность выразить себя в своих работах, пусть даже минутных мультфильмах. На занятиях он учится быть с собой в ладу, раздвигает границы привычного и, как следствие, находит себя, – рассказала директор Центра развития творчества детей и юношества Татьяна Фалькович. – Когда ребенок работает, он учится себя оценивать. В процессе создания мультфильма он сможет в любой момент вмести изменения, пока не поймет, что у него действительно все получилось хорошо. Это вырабатывает в ребенке усердие, трудолюбие и умение достигать цель».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах