Примерное время чтения: 14 минут
2516

Меняют к лучшему. О работе инновационных площадок в дошкольном образовании

Идея дошкольного развития ребенка не нова. Во все времена детей старались развивать всесторонне: не только с момента официального начала учебы, но с самых малых лет. Но никогда еще, пожалуй, размах этой работы не достигал таких высот, как в наше время. Цифровизация, интернет, современные технические средства и оснащение – все это подняло дошкольное образование действительно на новый уровень. О работе инновационных площадок в системе дошкольного образования – в нашем материале.

«Ломаем привычные стереотипы»

«Этот проект сплотил наш коллектив, преподаватели буквально «расцвели», потому что каждый из них смог проявить свои знания и творческие способности, выбрал тот путь и те технологии, которые ему наиболее интересны, - рассказывает о региональной инновационной площадке, действующей на территории МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад №7» в городе Калач, заведующая учреждением Наталья Тарасенко. - У нас нет стандартной урочной системы, напротив – мы ломаем все привычные стереотипы учебы. Благодаря этому дети растут активными, любознательными, уважают мнение других и не боятся ошибаться».

Наталья Тарасенко знает, о чем говорит: возглавляемый ею детский сад с красноречивым названием «Игропарк» уже седьмой год является региональной инновационной площадкой, где отрабатываются самые современные подходы к дошкольному образованию. В учебный процесс включены все 300 воспитанников от 1,5 до 7 лет, среди которых 57 детей с особыми образовательными потребностями, причем очень разными, такими как проблемы с речью, слухом или зрением.

Ко всем таким особенным ребятам применяется индивидуальный подход, а занятия проходят в увлекательной форме: дети совершают игровые путешествия, занимаются в игротеке и образовательных центрах, преодолевают образовательно-оздоровительные маршруты, так называемые, терренкуры, работают в лабораториях и студиях. Дети сами планируют свой день, создают мультипликационные истории, берут у гостей сада и ровесников интервью и даже выпускают газету. В учебный процесс включены и родители, которые то выступают игровыми волонтерами, то показывают мастер-классы, то принимают участие в игровых постановках.

«Это сказка какая-то?!» – воскликнет непосвященный читатель, и в чем-то окажется прав. Но сказка эта вполне согласуется с реальной действительностью, о чем свидетельствуют профессиональные награды: в текущем году МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад №7»  и его заведующая Наталья Тарасенко победили в одной из номинаций на VII Всероссийском конкурсе «Лучшая инклюзивная школа России» и получили специальный приз благотворительного фонда и грант в размере 250 тыс. руб.

Калачеевский детский сад входит в число 33 дошкольных образовательных организаций, где функционируют инновационные площадки. Впервые созданные в 2013 году, они ставят своей целью качественно улучшать систему дошкольного образования и эффективно решать возникающие системные задачи. Статус таких заведений официально закреплен соответствующим приказом регионального департамента образования, науки и молодежной политики. Причем, этот список все еще пополняется:

«В рамках любого из направлений, рекомендованных департаментом, можно разработать инновационный проект и подать заявку в Координационный совет, который и решает все подобные вопросы, - рассказывает руководитель проектов центра сопровождения проектов в системе образования ГБУ ДПО ВО «Институт развития образования им. Н. Ф. Бунакова» Татьяна Кривцова. - Каждая такая заявка проходит экспертную оценку и в случае ее одобрения получает статус Региональной инновационной площадки».

В дальнейшем на базе инновационных площадок разрабатывают и «обкатывают» новые модели дошкольного образования. Срок их реализации составляет 3 года и ежегодно из региональной казны на каждый такой проект выделяется 1 млн. руб. Как результат, на выходе имеются готовые и жизнеспособные модели инновационного обучения, которые на порядок выше по качеству и смысловому содержанию, чем привычные практики, реализуемые в среднестатистических детских садах. Лучшие из региональных инновационных площадок впоследствии могут стажировать других новичков.

Фото: Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Новая практика

К слову, Воронежской области есть чем гордиться: в текущем году региональная практика сопровождения инновационных дошкольных образовательных учреждений была представлена на Всероссийской конференции, посвященной данной теме, и впоследствии включена в сборник, выпущенный министерством Просвещения РФ.

В целом в регионе существуют 8 типов подобных площадок. Расскажем о каждой разновидности подробнее. Самая распространенная среди них - «Родитель – со-педагог»  - реализуется в 9 дошкольных учреждениях, в основном в Воронеже. Главный принцип работы такой инновационной площадки – как можно более активно включать родителей в процесс планирования и реализации образовательной деятельности, вписывающейся в программу дошкольного образования.

Ярким примером подобной практики является МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №77» в г. Воронеже. По словам заместителя заведующего учреждением Ольги Поповой, здесь хотели уйти от привычной образовательной модели «Воспитатель-ребенок» и «Учитель-ученик».

«Расширять социальные контакты детей мы начали с помощью так называемого «посткроссинга» - переписки, которую дети ведут с воспитанниками из других детских садов. Работа с картой России, обмен бумажными и электронными письмами, книгами и фотографиями, составление презентаций о городах нашей страны и их достопримечательностях  - все это несоизмеримо расширяет горизонт детского восприятия мира, - рассказывает Ольга Попова. - Дети общаются с ребятами из Тулы, Тамбова, Перми. И такой метод получения информации открывает подрастающему поколению интересные факты, которые не прочитаешь в книгах и не найдешь в интернете, способствует познавательному и социокоммуникативному развитию».

Конечно же реализация подобных проектов была бы невозможна без родителей. Ведь педагоги (профессионалы) и родители (непрофессионалы) по-разному формируют личность ребенка, однако при этом дополняют друг друга. И главной задачей проекта «Родитель-со-педагог» - стало создание атмосферы интересного, насыщенного и счастливого детства.

«Наши родители стали активными участниками образовательного процесса, - продолжает рассказывать Ольга Попова, - теперь они не только приводят ребёнка в детский сад, но и участвуют в заседаниях детского совета, проводят мастер классы, делятся опытом, знаниями и идеями. Каждый родитель – это уникальный хранитель ценностей, традиций, культуры и упускать этот факт ни в коем случае нельзя. Ведь весь этот багаж он может передать детям. Дети вместе с родителями лепят, конструируют, делают коллажи, сервируют стол, делают прически, играют в футбол и многое другое. Это обогащает ребенка новыми впечатлениями, расширяет спектр коммуникативных практик и, как следствие, развивает личность».

Вторая по популярности в регионе инновационная площадка носит название «Цифровой детский сад». Таких садов у нас в регионе 6 – в Борисоглебском, Лискинском, Павловском, Новохоперском районах, а также и хорошо теперь нам известный МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад №7» в городе Калач. Именно коллективы этих инновационных детских садов системно работают над цифровизацией дошкольного образования.  Такие образовательные практики, предоставляют ребенку возможность в условиях цифровой среды участвовать в различных видах активности по интересам, выбирать, проявлять инициативу, учиться общению и образовательному сотрудничеству.

Кстати, воронежские наработки в сфере цифровизации дошкольного образования применяются и в других российских регионах: так, к примеру, в Ульяновской области недавно состоялось крупное межрегиональное совещание, на котором воронежцы поделились своим опытом в вышеупомянутой сфере.

Особое значение цифровизация приобрела в период пандемии, когда педагогическим коллективам пришлось лавировать между сокращением прямых социальных контактов, с целью сохранения здоровья воспитанников, и поддержанием эффективного учебного процесса.

Примером такой работы является Павловский детский сад «Мозаика». Цифровой детский сад здесь существовал задолго до коронавируса в форме авторской комплексной инновационной модели «Игропарк – Мозаика». Мастер-классы и творческие мастерские, интерактивные игры и развивающие занятия – все эти виды oффлайн-развития там уже практиковались и ранее. Но можно сказать, что, в том числе именно ограничительные меры, подтолкнули руководство углубить и расширить число онлайн - практик.  

«Сейчас учебный процесс идет в цифровой среде в режиме реального времени и ориентирован на интересы и возможности, как отдельного ребенка, так и семьи в целом, - рассказывает руководитель МБ ДОУ Павловский детский сад «Мозаика» Татьяна Нежельская. - Будет ошибкой считать, что онлайн-взаимодействие  - это уход в школьный тип обучения или же обучение в режиме вопросов и ответов».  

В рамках цифровой модели обучения коллектив детского сада разработал три направления взаимодействия ребят с преподавателями: общение, познание, игра. Каждое из них, и это выверено на практике, является стартом последующего. Это значит, что данная конструкция живая и онлайн-взаимодействие  можно начинать с любого из трех пунктов.

В процессе применения данной стратегии коллективу удалось уйти от школьного типа обучения, соблюсти все необходимые противоэпидемические меры, реализуя при этом полноценную образовательную программу, развивать у детей интерес и любознательность. Огромным плюсом данной практики является ее простота и минимальные финансовые затраты.  По словам Татьяны Нежельской, практика уже рекомендована педагогам дошкольного образования, как способ дистанционного взаимодействия не только в условиях самоизоляции, но и в ситуациях, когда очное обучение ограничено или невозможно.

Интересы ребенка – во главе воспитательного процесса

В текущем году в цифровую среду перекочевал и всем известный Всероссийский профессиональный конкурс «Воспитатель года». Впервые его региональный этап проводился летом 2020 года в режиме видеоконференцсвязи. В состязаниях приняли участие 40 претендентов из Воронежа и районов области. Конкурс проходил в 4 этапа. Уже по результатам  первого и второго туров участников осталось всего 8. 

Четвертый – последний этап – прошел в очном формате в виде ток-шоу «профессиональный разговор». 5 номинантов на победу попытались сформировать образ идеального детского сада, который хотелось бы посещать всем.  «Среда, в которой эмоционально комфортно и детям, и взрослым», «город детства», «место для общения, активности и самостоятельности» - так характеризовали его педагоги.

Участники конкурса сошлись во мнении, что во главе воспитательного процесса всегда должен стоять ребенок, его интересы и потребности. Есть необходимость в более активном привлечении родителей к воспитательному процессу. А с учетом современных реалий учеба должна быть безопасной и с противоэпидемической точки зрения. 

Татьяна Рубанова Фото: Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

В итоге Воронежскую область во Всероссийском финале конкурса  «Воспитатель года»  представит регионального отбора Татьяна Рубанова, воспитатель МКДОУ детский сад №8 общеразвивающего вида г. Россошь и ее коллеги  - Ирина Колесникова, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 77», в г. Воронеж, занявшая II место; Елена Шафоростова, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 2» из Лискинского района, завоевавшая «серебро», Ольга Тонконогова, педагог дополнительного образования из МБДОУ «Подгоренский детский сад №2», у нее IV место) и Наталья Максименкова, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7» из Калачеевского района (V место).

Между тем специалисты дошкольного образования из Воронежской области уже успели заслужить себе доброе имя на этом престижном конкурсе. В 2019 году Елена Чернова, воспитатель МБДОУ «Слободской детский сад «Пряничный домик» Бобровского района, победившая на  региональном этапе состязаний, повторила свой успех уже в российском масштабе в номинации «Развитие», и получила один из самых престижных знаков признания всероссийского психологического сообщества — Почетный знак «пси». Для того чтобы представить масштаб этой борьбы, достаточно сказать, что в ней участвовали 79 российских регионов.

Но вернемся к теме региональных инновационных площадок. На третьем месте списка расположились сразу три их разновидности – «Новостройки», «Образовательная коллаборация детского сада и начальной школы» и «Ранний возраст». Каждой из них в Воронежской области по 4. Название «Новостройки» говорит само за себя – все эти детские сады новые и ультрасовременные, да и педагогические коллективы там молодые и динамичные. Каждая из образовательных практик, реализующихся там, по-своему уникальна, максимально учитывает специфику среды, в которой находится ребенок, поддерживает его инициативу и предоставляет возможность для образовательного выбора.

Еще одним перспективным направлением является «Образовательная коллаборация детского сада и начальной школы».  Главной особенностью этого метода является безболезненный переход ребенка с одного уровня образования на другой. Такие региональные инновационные площадки и школы-партнеры существуют в Бобровском, Верхнехавском, Каменском районах и в Воронеже и работают над созданием принципиально новых подходов в рамках преемственности между дошкольным образованием и начальной школой.

Инновационные площадки «Ранний возраст» взяли на себя миссию работать с самыми маленькими воспитанниками детских садов. С помощью современных методик малышам создают специальные условия для гармоничного развития, самовыражения и выявление индивидуальных качеств личности.

Главный принципом работы инновационных площадок «Сетевое дошкольное образование» является обучение маленьких воспитанников с помощью педагогов из других детских садов, организаций дополнительного образования и учреждений, не имеющих отношения к образованию. Это позволяет восполнить кадровые пробелы самой инновационной площадки и повысить качество образования.

А площадки «Рациональный детский сад» в своей работе опираются на рациональное использование ресурсов, систем электронного документооборота и данные, полученных в том числе с применением международно-признанных способов оценки качества дошкольного образования.

Особняком в этом списке стоят консультационные центры. Созданные в рамках федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», они функционируют на базе дошкольных учреждений с 2013 года. Сегодня их в регионе 143. Главной своей целью они ставят налаживание контакта между родителями и детьми. Причем обращаются в консультационные центры не только семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, но и те, кто, к примеру, предпочел не отдавать ребенка в детский сад или просто хочет дополнительно изучить методики детского развития, игровые техники, организацию детского досуга. В таких учреждениях на помощь родителям придут не только грамотные педагоги, но и психологи. Записаться в консультационный центр можно на образовательном портале Воронежской области по ссылке

Данная методика также оказалась отмечена на российском уровне: сразу пять инновационных образовательных площадок победили в конкурсе министерства просвещения. Это проекты, финансируемые за счет грантов – субсидий федерального бюджета. За прошлый и текущий годы в регион было привлечено более 12 млн. рублей.

Подводя итог вышесказанного, хотелось бы процитировать победителя Всероссийского конкурса «Воспитатель года – 2019» Елену Чернову: «Самое главное – это ребёнок. Важно заинтересовать его, а не навязать, увидеть его неповторимость. А развитый индивидуальный интерес откроет ребёнку дверь в будущее».

Какими бы ни были методики дошкольного образования, какие бы современные технологии при этом ни использовались, главное, чтобы при этом учитывали детские интересы и надежды, позволяли растить гармоничную и счастливую личность. 

Фото: Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Оцените материал
Оставить комментарий (0)