27 сентября в России отмечается День дошкольного работника. Праздник, официально утвержденный приказом Минобрнауки РФ в 2016 году, был установлен для повышения престижа работы воспитателей и других специалистов этой сферы.
Корреспондент «АиФ-Воронеж» обсудил роль дошкольных учреждений с воспитателем воронежского детского сада №20 Анастасией Королевой.
«Воспитатели тоже проходят период адаптации»
Ирина Долгих, «АиФ-Воронеж»: Как вы попали в профессию и с чего начинается воспитание детей?
Анастасия Королева: В детский сад меня почти три года назад привела дочка. И кстати, ничуть не жалею об этом решении. Так я стала, можно сказать, многодетной мамой.
А воспитание, безусловно, начинается с любви, с хорошего настроения и позитива. А также с правильной организации жизни ребенка. Это же касается и периода адаптации малышей в детском саду.
- Как долго воспитатель привыкает к особенностям детей, впервые пришедших в их группу?
- Мы, как и сами дети, тоже проходим период адаптации. Все малыши индивидуальны, поэтому воспитатели стараются подстраиваться под каждого, вырабатывать особый подход. Для этого мы применяем специальные методики.
Я вообще считаю, что с какими бы ты ни столкнулся трудностями, не нужно вешать нос. Потому что за наш труд обязательно будет вознагражден – в глазах деток, в их улыбке. Они же добрые и искренние. Приятно, когда родители лишний раз говорят спасибо за то, что малыши освоили что-то новое.
Также подпитываешься от коллег. У нас замечательный педагогический состав, заведующая. У них можно многому научиться.
Главное – не опускать руки
- Что самое важное в вашей работе?
- Воспитать достойного человека. Вырастить настоящего гражданина, патриота нашей страны. Наделить ребенка ценностями, привить доброту, любовь, уважение. Научить чувству сострадания.
Когда ребенок впервые пришел в новый коллектив, он не знает, как себя вести. Мы как вторые мамочки - пытаемся ему помочь, положительно настроить.
- Какие качества необходимы воспитателю?
- Мне кажется, что в первую очередь воспитатель должен быть доброжелательным, любить детей, быть коммуникабельным, организованным. Честным, особенно в отношении ребят. В нашей профессии никуда без жизнерадостности, чувства юмора и оптимизма. Эти качества, если они человеку изначально не присущи, вырабатываются со временем. И главное понимать, что терпение и труд все перетрут.
- Как морально не уставать, работая с большой группой малышей?
- Главное – не опускать руки при неудачах. Общаться с родителями. Например, я люблю театр и стараюсь предлагать родителям своих воспитанников совместные походы на спектакли. Морально подпитываюсь своими малышами. Научу их чему-то, а они потом приходят, хвалятся, и я довольная сижу.
Можно найти какое-то занятие, которое и тебе дает душевное равновесие, и детей позволяет переключить на положительный лад. Мне очень помогает творчество. Рисуешь стенгазету, ребятки подходят, помогают. Всем хорошо, все спокойны.
Еще важную роль играют коллеги. Заведующая наша, Марина Валерьевна, с высоты своего опыта всегда что-то подскажет. Это все дает ощутимую поддержку.
Детей сдерживают только взрослые
- Как возникает любовь к чужим детям?
- Для меня чужих детей не бывает. Я вкладываю в них частичку своей души, полностью отдаю им себя.
Мы часто организуем в садике музыкальные театры. Малышам так нравится! Казалось бы, сказка идет три-пять минут, а они ко мне подойдут, зайчика возьмут - тоже принимают участие в постановке.
В моей семье главная ценность – чтить своих родственников, ветеранов. На 23 февраля, 9 мая, в День освобождения Воронежа я стараюсь рассказать детям о том, что в истории страны была война. Даю малышам задания выучить тематический стих. И я считаю, что это очень важно в наше время. Это тоже проявление любви.
- Чем дети отличаются от взрослых?
- Это мой любимый вопрос! Детки, в отличие от взрослых, очень искренние и эмоциональные. Они доверчивые и смотрят на мир открытыми глазками. Они существуют в состоянии полной открытости, у них бесконечное волшебство. Я даже порой от них чему-то учусь. Их ничего не сдерживает, кроме нас – взрослых. Дети умеют получать удовольствие от разных вещей, на которые мы уже давно не обращаем внимание.
Иной раз приходишь на работу - настроение не очень. А малыши тебя обнимут, погладят, кто-то подарочек своими руками сделает и принесет, кто-то песню споет и станцует. И уже мир заиграл новыми яркими красками.
И дети такие непосредственные. У меня недавно была забавная история. Один мальчик пришел утром с конфетой. Он мне ее подарил, рассказав, какая это красивая и вкусная сладость, как с мамой вместе ее покупали. Проходит несколько минут – смотрит на меня. Я спрашиваю: «Ваня, что случилось?». И получаю ответ: «Знаете, наверное, мне эта конфета самому нужна». Я согласилась вернуть угощение, и слышу: «А для надежности, давайте мы ее ко мне в шкафчик положим».
- Тяжело выпускать группу?
- Тяжело. Я вообще человек очень эмоциональный и привыкаю к каждому своему воспитаннику. Когда они заболевают, переживаю, спрашиваю у родителей о состоянии здоровья. Радуюсь с детьми мелочам. Дам задание кому-то выучить стих, он мне потом расскажет, да с эмоциями – как тут не быть счастливой? Хочется с ними дальше идти, научить, вкладывать, как со своим родным ребенком.
- При работе в детсаду у вас остаются силы на воспитание собственных детей?
- Конечно. У меня дочка занимается танцами. Мы участвуем в соревнованиях. Получит медаль, идет с ней домой, спит с ней, всем родственникам покажет. И это ее счастье очень мотивирует.
Воспитателю надо идти в ногу со временем
- Будет ли актуальна профессия дошкольного педагога в будущем?
- Могу предположить, что да. Эта работа станет еще интереснее и увлекательнее. Потому что мир не стоит на месте. Воспитателям придется идти в ногу со временем. Педагог должен быть очень мобильным, грамотным в вопросах современных технологий.
- Как молодым родителям подготовить детей к садику?
- Самое главное – запастись терпением. Это касается и бабушек, дедушек. Доверяйте воспитателям – мы не сделаем малышам ничего плохого. Наоборот, многому научим.
Мы всегда поможем. Наблюдая за детками, замечаем их особенности, о чем рассказываем родителям. Иногда видно, например, что мальчик мастерски управляется с мячом – ну футболист! Тогда я порекомендую родителям отдать его в спортивную секцию. Очень важно помнить, что наш союз должен основываться на дружбе.