В Воронеже с 25 ноября по 10 декабря проходил арт-проект в поддержку жертв домашнего насилия. Его провела художница Анжела Малышева. Все желающие могли заказать у нее скетч-портреты за сумму, часть из которой впоследствии передавалась в соответствующий фонд.
Отметим, что акция стартовал в Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин. В интервью «АиФ-Воронеж» Анжела Малышева рассказала о главной идее проекта, рекордных цифрах и новых идеях.
«Не рассчитывала на такой отклик»
Алёна Хлевнюк, «АиФ-Воронеж»: Анжела, расскажите, как появился этот проект?
Анжела Малышева: Сама идея принадлежит руководителю Воронежского регионального центра по проблеме домашнего насилия «Право голоса»
Ангелине Северкиной. Мы начали сотрудничество с репортажного скетчинга. Подумали, что это необычный способ привлечения внимания к центру.
В сентябре после благотворительного тура центра Ангелина предложила мне запустить проект, к сегодняшнему дню собравший более 15 тысяч рублей за 106 портретов. Конечно же, я ни минуты не сомневалась.
- Расскажите, пожалуйста, о сути проекта подробнее.
- В течение 16 дней каждый желающий за 300 рублей (а кто-то оставлял и больше) мог заказать у меня свой портрет в стиле скетчинга. Половина полученных средств шла в центр «Право голоса». Расчет был на то, что потом люди поставят риснок на аватарку в социальных сетях или же просто поделятся информацией об акции со знакомыми. Многие выкладывали портреты и рассказывали свои истории. Делились тем, как им пришлось столкнуться с домашним насилием.
- Почему вы решили создавать именно портреты, а не продолжили репортажный скетчинг или выбрали другой жанр?
- Это то, что можно поставить на аватарку, а потом объяснять другим, почему ты это сделал. Так наша история приобретала большую гласность. А это не менее важно, чем деньги. Не все же знают про центр «Право голоса», а нужно, чтобы жертвы насилия понимали, куда могут обратиться в случае необходимости. Еще людям нравится, когда их рисуют. Абстрактные пейзажи сложны по своей технике, а натюрморт не всем нужен. К тому же, большая часть рисунков в электронном виде, что помогает им легче распространяться.
- Сколько времени уходило на один заказ?
- Не так много – примерно 15-20 минут. В первый день мы уже переплюнули собственные ожидания. Думали, за все время проекта создадим около 30 портретов, но в итоге было нарисовано 106. Нашим рекордом стала отметка в 23 портрета в день.
- Какие отзывы вы получили?
- В основном положительные. Многие благодарили, ведь сейчас эта тема весьма актуальна. Среди заказчиков были и мужчины. Не так много, всего шесть человек, но тем не менее. Было у нас и трое детей.
- А что оказалось самым сложным?
- Мы не ожидали такого отклика. А так как я работала в основном ночью, появился недосып. Но оно того стоило. Еще я боялась негативной реакции от заказчиков. Опасалась, что им не понравятся свои портреты. Но в итоге таких участников прокта оказалось всего двое, одному из них мы вернули деньги.
«Домашнее насилие – это не только про мужей-тиранов»
- А вы сами сталкивались с домашним насилием?
- Лично – нет. Но в моем окружении были те, кто встречал и психологическое, и физическое давление. В приюты приходят не только несчастные жены, но и пожилые женщины, которые уходят от детей или внуков. Порой женщины бегут от матерей. Думаю, каждый из нас может вспомнить случаи насилия, если и не из своей жизни, то из жизни знакомых.
- Как вы занялись рисованием?
- Я кандидат филологических наук. Рисованием, как и многие, занималась только в детстве. А пять лет назад решила сходить на мастер-класс по изобразительному искусству. Тогда я думала, что никогда не буду рисовать людей – это сложно. В этом деле помогли все те же репортажные зарисовки. И вот сейчас за плечами 106 портретов.
- Вы уже думаете, какими проектами займетесь в дальнейшем?
- За время проекта мне многие писали с предложениями о сотрудничестве. Зацепила девушка, которая помогает детям с СМА (спинальная мышечная атрофия). Параллельно я бы точно не смогла этим заниматься, но после небольшого перерыва, думаю, что снова возьмусь. Но пока не понимаю, в каком ключе работать. На первый взгляд, история с портретными скетчами исчерпала себя. Кажется, кто хотел – уже заказал такой рисунок. Но не исключаю, что мы зацепим совершенно другую аудиторию, и это позволит идеи развиться.
А пока я работаю над серией холстов про торговые центры. Меня очень привлекает некая поэзия повседневности, которую мало кто замечает. Мы многое можем рассказать о прошлом, но почти ничего - о настоящем. Всегда кажется, что это не стоит внимания. Хотя на самом деле это важно.