Эксперты, политики и гражданские активисты всё чаще стали говорить о том, что на выборах в городскую Думу на муниципальном уровне стоит отказаться от партийных списков и вернуться к мажоритарной системе – выборам депутатов по округам. На чём основана эта позиция?
Устав Воронежа – документ, который определяет принципы формирования городской власти – менялся уже не раз. Так, в городской Думе 2005-2010 годов заседали депутаты, избранные по одномандатным округам. Перед следующими выборами округа укрупнили, и каждый был представлен уже двумя депутатами.
В 2015 году муниципальный парламент выбирали по смешанной системе: 24 депутата представляют одномандатные округа, ещё 12 – избраны по партийной системе. Такой механизм объясняли необходимостью «усилить роль системных партий».
Сделал ли такой смешанный вариант решение городских проблем более эффективным? Вопрос открытый.
Муниципальное самоуправление подразумевает, что каждый житель города может прийти к избранному от его округа депутату и попросить о помощи или потребовать отчитаться о проделанной работе. Но партийный список зачастую делает парламентариев безликими. Для депутатов, которые избраны по такой схеме, партийная дисциплина, подчинение лидерам по факту значит гораздо больше воли избирателей.
«Любая выборная система не догма»
«АиФ-Воронеж» попросил прокомментировать эту актуальную тему доктора политических наук Дмитрия Нечаева.
«Любая принятая в обществе выборная система не догма, - считает эксперт. – Важно, чтобы в рамках этой системы реализовывались интересы как можно большего числа групп населения. Ведь надо учитывать предпочтения избирателей.
По моему мнению, на федеральном уровне обязательно должна существовать смешанная система. Самая важная её задача – дать возможность сохранить институт партий и сделать его влиятельным. Партии несут в себе идеологические установки, политические программы, и, самое важное, - конкуренцию. Без этого невозможно нормальное функционирование системы государства, страну ждёт стагнация, застой.
На региональном уровне, на мой взгляд, тоже нужно сохранить смешанную систему, но урезать количество мест для политических партий. Условно говоря, оптимальным будет вариант, когда 25% депутатов избраны по партийным спискам, а 75% - по округам.
Но я абсолютно убеждён, что на муниципальном уровне – в муниципальных районах и городских округах – нам нужно полностью перейти к мажоритарной системе. При этом избиратели должны чётко знать кандидатов и делать ставку на самого лучшего, который в наибольшей степени реализует их наказы. И контроль деятельности муниципальных депутатов со стороны избирателей должен быть очень сильным. Муниципальный парламент и население тесно связаны, они должны работать лицом к лицу.
Мы много экспериментировали, перенимали практику стран Запада, и я уверен – вариант с партийными депутатами у нас не работает. Я изучил опыт не только Воронежа, но и других городов Центрального федерального округа. И вывод такой: самые неэффективные депутаты избраны по спискам. Они особенно не вели предвыборную кампанию – за них работали партийные бренды. И потому такие парламентарии привязаны не к избирателям, а к партийным организациям на местах.
Это делает отношение к округу прохладным, исполнение наказов неважным. Такие депутаты не проводят приёмы избирателей, пропускают заседания.
Мне кажется, что это противоречие нужно убрать, отменив партийные списки на муниципальном уровне. Если Дума следующего созыва будет избрана только по округам, она станет более эффективной.
И ещё одно интересное наблюдение. Рассмотрев три уровня депутатского корпуса, могу сказать, что преемственность муниципальных парламентов гораздо выше, чем региональных и федерального. Это означает, что муниципальные депутаты помнят наказы людей и работают над ними не перед выборами, а в течение всего срока. Люди им больше доверяют и потому чаще переизбирают.
Так что мой тезис подтверждает практика. И я уверен, что если провести масштабный опрос, 75-80% воронежцев выступит за то, чтобы избирать своего депутата напрямую, игнорируя партийные списки.
И последнее, крайне неприятное обстоятельство. Сегодня и на уровне области, и на уровне муниципалитетов партии просто используют свой бренд для продажи. Если бы по спискам шли достойные люди, может быть, смешанная система и имела бы право на существование. Но часто мы наблюдаем полукриминальных лиц с тёмным прошлым. И это ещё один аргумент за отмену смешанной системы».