В последние годы в обществе появилось осознание того, что в мире есть огромное количество людей с инвалидностью и хроническими заболеваниями. Но зачастую многим просто не знакома этика общения с такими людьми.
«АиФ-Воронеж» побеседовал о проблеме с заместителем главврача по клинико-экспертной работе Воронежского областного клинического психоневрологического диспансера, врачом-психиатром Наталией Ценных и выяснил, как вести себя с человеком с особенностями здоровья, чтобы не травмировать его.
«Не нужно замыкаться на своих проблемах»
Виктория Молоткова, «АиФ-Воронеж»: Как людям с хроническими заболеваниями, имеющими внешние проявления, и инвалидностью облегчить себе жизнь в обществе? Есть ли какие-то рекомендации?
Наталия Ценных: Сложно говорить и давать рекомендации для целой группы людей. Ведь все люди, имеющие ограничения по состоянию здоровья, разные, и степень принятия себя и своей проблемы у них тоже разная. Что можно порекомендовать? Во-первых, стараться быть активным. Не нужно замыкаться на своих проблемах, адекватно оценивать свои возможности и пробовать найти занятие, которое действительно интересно. Возможно, трудоустроиться, например, на дому, попробовать пройти обучающие курсы в интернете по той специальности, которая привлекает. Как показал опыт, который мы получили во время самоизоляции – удаленная работа вполне реальна. Это поможет расширить круг интересов и круг общения. Можно постараться найти группу людей с такими же трудностями или похожим заболеванием, потому что опыт других людей помогает лучше осознать и принять свою болезнь и свои проблемы. Не нужно бояться или стесняться просить других людей о помощи и считать это проявлением слабости. Так у людей появляется возможность проявить свои лучшие качества, доброту, милосердие, желание быть причастным. Нужно учиться получать удовольствие и радость от самых простых вещей.
- Как таким людям реагировать на неприятные комментарии и вопросы?
- Здесь очень многое зависит от того, как человек сам относится к своей болезни. Если он принимает себя целиком, со всеми своими особенностями, понимает свою ценность независимо от внешних оценок и факторов, то, как правило, на какие-либо комментарии и замечания он не будет реагировать болезненно. Но многим людям достаточно трудно чувствовать себя свободным от оценок окружающих, и именно в этих случаях можно обращаться за помощью к специалистам, психологам. И все же, если человек с хронической болезнью или ОВЗ слышит в свой адрес неприятные высказывания и обидные выражения, он должен помнить, что это скорее проблема говорящего. Это говорит его неуверенность в себе, страхи, обиды, сомнения.
Что доставит неудобства?
- Как вести себя с человеком, у которого есть какая-то особенность, чтобы не травмировать его?
- Это незащищенная категория людей и в большинстве своем достаточно ранимая. Воспринимайте людей с ограниченными возможностями, как равных себе: обращайтесь к ним по имени, во время диалога смотрите в глаза, уважайте их личное пространство. Нужно помнить, что доставить неудобства может как высокомерие, грубость, так и излишняя вежливость и непрошенное сочувствие. Например, разговаривая с человеком, у которого заикание, мы можем испытывать неловкость и пытаться «договорить» за него. Но этого не нужно делать. Попробуйте проявить в этот момент чуткость и терпение и дать возможность высказаться человеку, потому что для него это важно. Спасать или жалеть не нужно, можно просто предложить свою помощь.
У людей с ограниченными возможностями здоровья зачастую сужен круг общения, и наша помощь может заключаться даже в том, что мы с ними разговариваем, обсуждаем какие-либо житейские ситуации. Не нужно бояться начать первым диалог. Старайтесь делать так, чтобы человеку было комфортно с вами общаться.
- Правы ли люди, не рассказывающие о своих заболеваниях, которые могут влиять на работоспособность? Речь идет о таких болезнях, как, например, диабет или эпилепсия. Как правильно общаться с такими коллегами?
- Думаю, что они вправе сохранять свою тайну, но лучше поделиться с коллегами особенностями своего заболевания, рассказать о признаках, по которым можно определить, например, начало приступа. Научить их, как нужно действовать, не впадая в панику, и как оказать первую помощь до приезда врачей.