345

Особенные ученики. Как развивается воронежское инклюзивное образование

В этом году российские школьники на три месяца остались без уроков за партой, беготни по школьным коридорам и дискотек в спортзалах. Вынужденный переход на дистанционное образование, пусть и временный, заставил их заскучать по своим старым классам и партам. А вот их сверстники с ограниченными возможностями здоровья много десятилетий и не знали, что такое настоящая школьная жизнь, пока в России не заговорили об инклюзивном образовании, где учеников с особенностями ставят в один ряд с обычными мальчишками и девчонками. Воронежская область в этом плане – на передовой. Здесь инклюзия уже давно не новость, а ребята с особенностями в развитии ходят в школы и развивают свои таланты.

О том, как выстроена система инклюзивного образования в Воронежской области, – в материале «АиФ-Воронеж».

В школе или на дому?

Основанием для получения статуса ребенка с ОВЗ служит заключение психолого-медико-педагогической комиссии. В Воронежской области работают 33 территориальные комиссии и одна центральная. В их состав входят логопеды, дефектологи, психологи, врачи-психиатры и другие специалисты. После прохождения бесплатного обследования специалисты рекомендуют ребенку адаптированную образовательную программу, а в случае необходимости – специалистов, помощь которых потребуется в процессе обучения, например, психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, тьютора. При этом подчеркивается, что заключение комиссии носит рекомендательный характер для родителей детей, но обязательно для исполнения образовательной организацией в случае обращения родителей с просьбой о создании комплекса специальных образовательных условий.

Как пояснили в департаменте образования, науки и молодежной политики Воронежской области, есть три направления обучения детей с ОВЗ. Первый – инклюзия, то есть ребята обучаются в обычных общеобразовательных организациях рядом с домом. Так в регионе получают образование 3650 детей.

Второй вариант – это обучение в специальных общеобразовательных организациях, которые посещают только ребята с ограниченными возможностями здоровья. В Воронежской области таких 19, и в них учатся 2143 ребенка.

Третий вариант – обучение на дому. Ребят, для которых организовано обучение на дому, в регионе 1519.

Выбор, учиться ребенку в обычной или коррекционной школе, остается за семьей. Только когда состояние здоровья не позволяет ходить в школу, ученик занимается на дому.

«Наиболее сложной задачей в системе обучения детей с ОВЗ является построение образовательного маршрута для детей, имеющих интеллектуальные нарушения. При обучении таких детей основное внимание уделяется предпрофессиональной подготовке, а также их социализации и интеграции в общество, – рассказали в департаменте образования. – В настоящее время в четырех профессиональных образовательных организациях региона организовано профессиональное обучение обучающихся с интеллектуальными нарушениями по рабочим профессиям».  

«Вопросы инклюзивного образования давно обсуждаются в нашем обществе. Воронежская область одна из первых начала делать шаги к созданию условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, – прокомментировала первый заместитель руководителя департамента Галина Иванова. – К сожалению, последние годы статистика показывает, что количество таких детей растет. И, конечно, чем раньше им будет оказываться помощь – и медицинская, и педагогическая, и социальная, – тем больше шансов, что они социализируются в обществе. Поэтому все то, что делается в нашем регионе для обеспечения обучения детей с ОВЗ, – это те первые шаги, которые необходимы для создания условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями».

Доступная среда

Чтобы школы могли принимать на учебу ребят с ОВЗ, они должны быть готовы к их особым потребностям. Одному понадобится пандус, другому – комната психологической разгрузки, третьему – подъемные устройства. Чтобы обеспечить учеников всем необходимым, в Воронежской области с 2011 году реализуется программа «Доступная среда».

Так, например, для школьников, имеющих нарушения зрения, должны быть продуманы вывески и надписи шрифтом Брайля. А во время учебного процесса они используют специальную адаптированную литературу. В отдельных случаях школьникам может требоваться сопровождение, и его тоже предоставляют.

«Кроме создания архитектурной доступности за счет средств программы в учебные кабинеты закупается специальное учебное, реабилитационное и компьютерное оборудование. За годы реализации программы были созданы условия доступности для инвалидов в 202 образовательных организациях региона, из них 26 садов, 171 школа, 5 организаций дополнительного образования», – прокомментировали в профильном ведомстве.

Ресурсные классы и группы

В 2016 году в Воронежской области началась реализация проекта «Особенный ребенок». Цель проекта – обеспечить равный доступ к образованию детей с ОВЗ с учетом разнообразия их образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Чтобы это сделать, были разработаны модели «ресурсный класс» и «ресурсная группа». Суть модели «ресурсный класс» сводится к созданию в школе специального пространства, где дети с особенностями физического или психического развития, зачисленные в общеобразовательные классы, могут получить дополнительную помощь специалистов психолого-педагогического сопровождения в том объеме, который необходим конкретному ребенку в конкретный момент. 

Такая модель позволяет сочетать обучение в общеобразовательном классе совместно с типично развивающимися сверстниками и эффективные индивидуальные или групповые занятия в отдельном специально для этого созданном и оборудованном – «ресурсном» – классе.

Средства проекта расходуются на организационно-методическое обеспечение, а также создание пространственно-развивающей образовательной среды во вновь открывающихся и уже функционирующих «ресурсных классах» и «ресурсных группах».

На сегодняшний день в 13 дошкольных организациях по модели «ресурсная группа» в 14 группах обучается 82 воспитанника. В 20 общеобразовательных организациях в 27 «ресурсных классах» 202 обучающихся. И их количество продолжает расти ежегодно. Так, в этом году открыли шесть таких классов и три группы. Для того, чтобы эта инициатива развивалась, уже более 500 педагогов прошли специальное обучение. Организационно-методическое сопровождение (супервизию) образовательных организаций Воронежской области осуществляют восемь кураторов, прошедших обучение по модульной программе.

Кроме того, в Воронеже с 2017 года работает региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, который обеспечивает комплексное сопровождение образовательных организаций, семей и детей с ОВЗ.

Для того, чтобы образовательные организации имели возможность предоставить ребенку специальные образовательные условия, регионом установлены нормативы финансирования для каждой нозологической группы, в том числе, для детей с РАС. На основе них выделяется финансирование, которое идут на оплату труда педагогов, непосредственно задействованных в реализации образовательной программы, начислений на фонд оплаты труда и учебных расходов.

Если говорить о детях с РАС, то норматив на одного ребенка в этом учебном году составляет 607 тысяч рублей в год для города и 759 тысяч для сельской местности. Норматив на ребенка, посещающего «ресурсный класс»  – 744 тысячи рублей.

Кроме того, подчеркнули в департаменте образования, все педагогические работники проходят профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации по направлениям «Инклюзивное образование» и «Организация обучения детей с ОВЗ». Если у образовательной организации есть потребность в сотруднике, который будет взаимодействовать с особенными детьми, к работе могут привлечь специалистов других организаций на основе договора о сетевом взаимодействии.

«Проект «Особенный ребенок» интересен тем, что он нацелен на конкретные шаги по созданию условий для обучения детей, имеющих различные проблемы со здоровьем. Особенное внимание уделяется детям с расстройствами аутистического спектра (РАС). Наш регион пилотный в плане организации обучения таких ребят. Этот проект предполагает и повышенное финансирование, и подготовку кадров, поскольку обучение детей с РАС требует специальных знаний. Те методики, которые сегодня существуют, как правило, зарубежные. Мы приглашали и будем приглашать специалистов из других стран. Проект позволяет семьям, в которых ранее дети не получали квалифицированную помощь, получать ее. Толчком для реализации проекта послужило заключение в 2013 году соглашения между правительством Воронежской области и фондом содействия решению проблем аутизма в России «Выход». С того момента проект начал работать. К нам приезжают даже из других субъектов для того, чтобы получить опыт», – поделилась Галина Иванова.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах