29 мая в воронежском Доме Актера показали моноспектакль по пьесе Леонида Филатова «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца». Читал текст и исполнял роли артист Санкт-Петербургского Театра Эстрады имени Аркадия Райкина Алексей Васильев.
«Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца» — пьеса и наиболее известное поэтическое произведение актера Леонида Филатова. Впервые опубликована в 1987 году. Использование сказочных персонажей в сочетании с яркой речью и жёсткими сатирическими замечаниями обеспечили успех пьесы.
Для моноспектакля нужно набраться наглости
В случае с моноспектаклем за всех героев пьесы «отдувается» один актер. Хотя Алексей Васильев считает, что пьесу-сказку Леонида Филатова нельзя сыграть по ролям:
«Моё убеждение в том, что сказка написана для одного человека. В ней нет достаточного материала, чтобы полноценно отыграть роли каждого персонажа».
Актер признает, что одному держать зал непросто, нужны силы. Причем зал всегда разный. Хорошо, когда люди сразу включаются в повествование, реагируют на игру актера.
«Отмечу, что моноспектакль — это серьезная веха в творчестве. Ведь сколько наглости нужно иметь, чтобы одному быть на сцене и что-то транслировать зрителю. Если ты один выходишь перед залом, у тебя должно быть достаточно энергии, мыслей, идей, которыми нужно поделиться с публикой», - отмечает Алексей.
Детская сказка для взрослых
Роли героев в пьесе-сказке исполняли предметы, наиболее соответствующие типажам. Царя, которому перевалило за сто лет, изображал скелет, Генерала — пузатый самовар, Бабу Ягу — костыль и веник, заморского туземного гостя — таз с глазами.
Но, несмотря на кажущуюся детскость, сказка «Про Федота Стрельца, удалого молодца» не для детей.
«Некая кукольность, которая присутствует в сказке, хорошо воспринимается детьми. Но конечно же, это произведение для взрослых. В стилизованную под народное произведение пьесу Леонидом Филатовым запрограммированы злая ирония, сатира. В советское время сделать это было непросто. А ему удалось сложные смыслы облечь в простую форму. Кстати, отмечу, что часто дети лучше взрослых понимают эти смысловые куски и смеются над ними», - добавил актер.
Алексей Васильев также отметил, что взрослые часто скептически относятся к просмотру сказочных спектаклей, дескать, мы из этого уже выросли. А пьеса «Про Федота Стрельца, удалого молодца» — исключение из правил.
«Необычно, живо, эмоционально»
В беседе с «АиФ-Воронеж» Алексей Васильев поблагодарил организаторов спектакля — ООО «Театральный фестиваль», которые привозят постановки классических и современных произведений в города России:
«Я очень благодарен ребятам за то, что они рискнули провести моноспектакль. Дело в том, что зрители часто с настороженностью относятся к новым, непривычным для них форматам постановок».
Но никакой настороженности со стороны воронежцев не было, и актер сорвал бурные овации. Публика осталась в восторге – тем более, что среди зрителей были настоящие театралы. Ирина и Игорь Аверины следят за всеми театральными постановками Воронежа. Спектаклем довольны:
«Дочь сделала нам подарок на 38-летие свадьбы. Актер великолепен. Мы удивлялись, как ему удавалось держать внимание публики целых полтора часа».
«Это было потрясающе. Очень необычно, живо и эмоционально. Декорации фантастические. И мы восхищены тем, как целую пьесу смог сыграть один актер», — делятся впечатлениями зрительницы Марина, Мария и Людмила.