aif.ru counter
244

«Классика снова вошла в моду». Актриса Татьяна Сезоненко о театре и зрителе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. АиФ-Черноземье 27/03/2019
Анастасия Ходыкина / АиФ

Завсегдатаям воронежского Камерного театра хорошо знакома актриса Татьяна Сезоненко. Сегодня она играет Марью Васильевну в спектакле «Дядя Ваня», сумасшедшую барыню в «Грозе», Анну Антоновну в «Свадьбе Кречинского»... А ещё она участвовала в легендарной постановке кукольного театра «Озёрный мальчик», от пронзительности которой плакали взрослые зрители всего мира.

В этом году актриса отмечает тройной юбилей – 70-летие со дня рождения, полвека на сцене и 20-летие педагогической деятельности. Во Всемирный день театра она рассказала «АиФ-Воронеж» о сложностях профессии, любимых ролях и тенденциях театрального искусства.

Классика в моде

Анастасия Ходыкина, «АиФ-Воронеж»: Татьяна Николаевна, расскажите, чем живёт современный театр, меняется ли подача спектаклей, темы?

Татьяна Сезоненко: Театр меняется вместе с жизнью. Раньше, когда ставили классику, нельзя было делать явные намёки на сегодняшний день, а сейчас «осовременивание» допускается: можно играть в костюмах сегодняшнего дня, использовать нынешние предметы быта. Считаю это правильным и сама применяю в работе с детьми. Например, в спектакле «Праздник непослушания» по произведениям Маршака, Агнии Барто, Михалкова мы использовали рэп.

Впрочем, не все согласны с «новой» классикой. Когда недавно выступали на юбилее Тургенева в управе района, меня так поразило, что некоторые преподаватели университета считают – наши воронежские театры извращают классику. Они даже ставили вопрос перед депутатами, дескать, с этим надо что-то делать. При том, как выяснилось, некоторые «критики» вообще не бывали в Камерном театре, не видели эту так называемую «извращённую» классику, о которой говорили. Но главное, мне кажется, – донести нравственную сторону литературных произведений!

Между тем классика в последнее время снова вошла в моду. Актуально показывать на сцене вечные ценности – любовь, поиск смысла жизни… Есть и интересные современные пьесы, которые родились из классики. Например, спектакль «Каренин», где главным в сюжете являются страдания самого Каренина, а не Анны.

Найти «зацепки

– Вы 50 лет на сцене. Расскажите, какие роли вам дались особенно тяжело, а какие стали любимыми?

– Когда репетирую, все роли любимые. Больше всего мне нравится именно репетиционный процесс, когда идёт поиск актёрских средств. Когда уже играешь много лет один и тот же спектакль, нужно каким-то образом находить «зацепки», будто в первый раз, а это уже сложнее. Давно уже не играю самый любимый моноспектакль «Попытка возращения» по письмам, дневникам и стихам Марины Цветаевой, поставленный Владимиром Ивановичем Разуевым. Но сейчас его репетирую со своими ученицами, готовлю к московскому фестивалю.

Когда играла в театре кукол, особенно любила спектакль «Легенда о добром сердце», потому что в нём, по задумке режиссёра, выступала и как драматическая актриса, и как актриса театра кукол, а ещё читала стихи.

Благодаря «Озёрному мальчику», в котором я играла две роли – матери и учительницы, я, собственно, и увидела мир – несколько лет, по два раза в год, мы ездили с ним за границу. На фестивале в Болгарии получила за эти роли серебряную медаль. Меня поразил этот поистине шквал аплодисментов! Спектакль принимался со слезами на глазах везде, где мы с ним выступали, а это Болгария, Швейцария, Франция, Германия, Чехословакия…

– Вы были лауреатом конкурса «Событие года» за роль Эйлин в спектакле Камерного театра «Калека с острова Инишмаан». Что скажете об этой роли?

– Это была моя первая роль в Камерном театре. В дуэте с Таней Чернявской мы играли двух сестёр. Если в «Дне города» я обожаю свой монолог горожанки, то здесь роль далась тяжело. Выдвижение этой работы на «Событие сезона» для меня было неожиданным, мне казалось, что она не удалась. Награждали за дуэт, поэтому приз – «железную птицу» – дали один на двоих. Мы с партнёршей решили, что птицу возьмёт кто-то из нас, а вторая актриса обретёт награду, если кто-то ещё раз её получит. Но спасибо худруку Михаилу Владимировичу Бычкову – он отдал нам свою птицу. Кстати, второй такой награды мы так и не получили.

Иногда во время спектакля бывает полная тишина, играешь и думаешь: как зрители это воспринимают? А когда выходишь на поклон – бурные аплодисменты. Реакция зрителей – это настолько субъективно! Кто-то приходит на конкретных актёров, а кто-то – на режиссёра. Некоторым, даже образованным и эрудированным людям, театр вообще не нравится: там они видят только фальшь. В то же время всегда есть люди, которые интересуются театром и будут ходить на спектакли.

– А требования к актёрам меняются?

– Сейчас пользуется спросом универсальный актёр, который умеет и петь, и танцевать. Что ж, актёр должен учиться всю жизнь. Когда он берётся за роль, всегда не знает, как играть. Опыт иногда даже мешает в этом. Однако сейчас меня даже больше увлекает педагогическая деятельность, а сцена стала подспорьем, хочется быть «играющим тренером», чтобы находиться в курсе всех изменений. Очень подпитываешься от партнёров и режиссёров!

Полезно всем

– Вы - лауреат президентской программы «Дети России». Есть ли среди ваших воспитанников настоящие таланты?

– Безусловно, хотя это не значит, что они поступят в вуз и посвятят себя этому делу. Когда я выпускала своих первых учеников, было сложное время. Родители не хотели, чтобы их дети пошли по этой стезе, и говорили: сначала получите нормальную профессию. Сейчас дети более свободны в своём выборе. В ГИТИСе, например, учится мой воспитанник Саша Жигульский, в нашем институте искусств – Гоша Шабанов, а Ксюша Чечава уже закончила вуз и работает в Москве.

Считаю, что актёрская студия, как и любое творчество, нужна для общего развития. Она избавит от застенчивости, вселит уверенность, хотя большинство современных детей и так очень подвижны, их нужно организовывать. Театральная студия – это ещё и нравственное воспитание, поскольку в каждой постановке мы всегда разбираем, что такое хорошо, а что – плохо. Так что актёрское мастерство полезно всем. А кто без этого не может жить, пусть становится профессиональным актёром. Хотя я не всем своим ученикам советовала бы поступать в театральный вуз. Тем не менее я никому не скажу «нет». А вдруг я ошибаюсь?

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество