128

​«Взяла 4-месячную дочь с собой». Алёна Баева – о материнстве и гастролях

Сюжет Платоновский фестиваль искусств
Андрей Парфенов / Платоновский фестиваль

Июньская программа XI Платоновского фестиваля искусств завершилась камерным концертом скрипачки Алёны Баевой и пианиста Вадима Холоденко. Музыканты сыграли три достаточно редко исполняемых сочинения для скрипки и фортепиано. В первом отделении прозвучали Рондо для скрипки и фортепиано си минор Франца Шуберта и Соната для скрипки и фортепиано си минор Отторино Респиги. После антракта музыканты блестяще исполнили Вторую сонату для скрипки и фортепиано Роберта Шумана.

Алёна Баева – не только великолепная скрипачка, но и мать троих детей. Младшую четырёхмесячную дочь она взяла с собой на гастроли в Воронеж. Двух старших детей Алёна тоже когда-то возила с собой. Перед выступлением знаменитая скрипачка пообщалась с журналистами и рассказала о том, как ей удается находить баланс между работой и семьей. 

О старинных инструментах и смычках

«У меня довольно большой опыт встреч с разными старинными инструментами: Страдивари, Амати, Гварнери, Гваданини. Самое главное их отличие старинных инструментов от современных – у них есть душа. Я играла и играю на современной копии Гварнери. Она замечательно звучит в зале, очень мощно. Можно сказать, что современные инструменты дают возможность делать что-то для них, с ними в принципе любую краску можно создать. Но старинные инструменты – еще и сами предлагают что-то. За ними очень интересно следовать. Они по-разному ведут себя в залах.

У Страдивари по сравнению с Гварнери звук гораздо мягче – он округлый, объемный, очень благородный и теплый. Гварнери гораздо сфокусированнее, жестче, иногда ярче. Инструменты этого мастера часто сделаны небрежно, немножко несимметрично, какие-то детали – явно наскоро. Но в них есть что-то неуловимое. 

На скрипке Гварнери 1738 года я играю уже три года и должна сказать, что огромную радость представляет знакомство с этим инструментов и его постоянное изучение. И смычки, на которых я играю, они тоже особенные. Невероятно, как палочка из дерева с конским волосом может настолько изменить звук. И я рада, что могу дарить людям уникальные моменты звучания. Ведь классическое искусство никогда не повторяется».

О развитии и обучении

«Границы обучения сейчас очень сильно стерты. Учиться в наше время можно откуда угодно. Узнавать, читать, слушать, заниматься, расширять кругозор – это сейчас не проблема. Мне очень повезло с тем, что я стажировалась в Париже. Просто потому, что я увидела другой подход к обучению, более самостоятельный, где больше ответственности лежит на самом ученике. А вот категории «правильно» и «неправильно» иногда очень ограничивают».

О национальных особенностях исполнения

«Я идентифицирую себя, безусловно, русским человеком: на этом языке говорю, читаю книги, общаюсь с людьми. И музыкальную базу мне дал представитель советской школы – профессор Эдуард Грач. Правда, был период протеста. Я училась у этого педагога с десяти лет, к 17 годам знала практически все, что он предпочитает, чего хочет добиться от меня. И поэтому какое-то время специально искала другие средства выражения кроме яркости, «концертности» подачи, того стиля, который является сильной стороной учеников Грача. Например, играла все очень мягко, тихо (и до сих пор люблю так делать). Но у Грача есть другая сильная сторона – он позволяет ученикам двигаться по своему пути. Мне часто говорят, что я не похожа на русскую скрипачку. Но я не знаю, что они имеют в виду».

О современных композиторах

«Я не так много, как хочется, играю современную музыку. К сожалению, нет возможности вставлять какие-то сочинения в программы. В основном я исполняю концерты с оркестрами, и чаще всего они просят включить в программу произведения определенного периода. Что касается современников, то этим летом мы будем играть сочинение потрясающего английского композитора Марка Симпсона. 

Есть композиторы XIX и XX веков, которые также не очень известны. И это исключительно хорошая музыка. Мне кажется, это очень важно – знакомить публику с такими произведениями».

О совмещении материнства и гастролей

«Все познается опытным путем. Я была уверена, что дети мобильны и их можно взять с собой на концерт, что до определенного возраста им кроме мамы рядом ничего особенно не нужно. И в принципе, со всеми тремя это подтвердилось. Теперь старшие ходят в школу, приходится их оставлять и уезжать в туры. Но когда я дома, а я стараюсь в общей сложности неделю-две в месяц точно быть дома, то я просто целый день мама. Я не прихожу вечером с работы уставшая, я могу полностью посвятить себя детям. Даже на расстоянии я включена в их жизнь, как и любая мама. 

Я сейчас читаю дневники дочки Шуманов. У немецкой пианистки Клары Шуман было восемь детей, и я раньше все думала, как же она успевает, у нее была блистательная карьера . Оказалось, что Кларе очень повезло. После смерти Роберта она гастролировала, а две старшие дочери за всем следили. И только летом семья воссоединялась. Вот такая интересная и непростая работа, но мне везет».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах