Примерное время чтения: 6 минут
384

«Российская публика – самая образованная». Златомир Фанг – о слушателях

Сюжет Платоновский фестиваль искусств

18 июня в концертном зале Воронежской филармонии в рамках Платоновского фестиваля искусств прозвучал дуэт молодых музыкантов: американского виолончелиста Златомира Фанга и российского пианиста Алексея Мельникова.

Оба музыканта – лауреаты Международного конкурса им. П.И. Чайковского в 2019 году. Златомир Фанг – обладатель первой премии по виолончели, Алексей Мельников – третьей премии по фортепиано.  

Впервые ребята встретились на знаменитом конкурсе, но тогда до общения дело не дошло. Удалось познакомиться музыкантам в декабре 2019 года на концерте в Сеуле, а решили вместе играть они всего полгода назад. 

Дуэт исполнил «Сказку» Леоша Яначека, Сонату ля мажор (переложение для виолончели) Сезара Франка и Сонату соль минор Сергея Рахманинова. С этой программой ребята дебютировали на воронежской сцене. 

Перед концертом молодые музыканты пообщались с журналистами и рассказали о своём отношении к конкурсам, публике и произведениям современных композиторов. 

«Надо заслужить уважение инструмента»

Дарья Вербицкая, «АиФ-Воронеж»:​ Златомир, расскажите немного о своём инструменте? Вы сразу нашли с ним общий язык?

Златомир Фанг: Это инструмент Страдивари 1731 года. В пользование мне его предоставил магазин «Редкие скрипки Нью-Йорка» в прошлом году. Страдивари – это сложный инструмент, он не сразу тебе доверяет, ты должен заслужить его уважение, притереться к нему.

- Кто в вашем дуэте ведущий?

Алексей Мельников: У нас нет разногласий. Мы просто все обсуждаем. Наш дуэт построен на взаимном уважении.

- Как у вас складываются отношения с залом? Отвлекают ли звонки?

Алексей Мельников: К звонкам и шуму в зале привыкаешь. Каждый концерт это непросто. Ты должен войти в нужное тебе состояние. Бывает по-разному. Но мы играем для публики. Хотя есть сочинения, которые написаны для одного слушателя – для того, кто их исполняет. Например, ХТК (хорошо темперированный клавир – ред.) Баха. Я не понимаю, когда такую музыку играют в больших залах, мне кажется, она направлена внутрь. 

- Как сказался на вашей творческой биографии конкурс? Как вам российская публика?

Златомир Фанг: Это самый известный в мире конкурс, даже в США. К сожалению, из-за пандемии в России так часто, как хотелось бы, я не выступаю, но считаю, что российская публика – самая образованная. Из всех публик она стоит на первом месте в плане музыкальной осведомленности.

- Как вы относитесь к тому моменту, что на конкурсах приходится соревноваться разным по своей сути людям, можно ли вообще оценивать искусство?

Алексей Мельников: Конкурсы не особенно имеют отношения к искусству. Даже если представить самый объективный конкурс на свете , то мало кто из музыкантов сможет подняться над своими пристрастиями  и объективно оценить талант человека. 

Златомир Фанг: На конкурсе имени Чайковского я старался абстрагироваться от конкурсной атмосферы и насладиться атмосферой любви к музыке. Представлял, что это просто собрание единомышленников, любящих определенные инструменты.

Для чего нужна современная музыка

- Как вы относитесь к популяризации своего творчества в социальных сетях?

Алексей Мельников: Я стараюсь себя заставлять раз в несколько месяцев что-нибудь выкладывать. Я в принципе интроверт, мне сложно общаться, а тем более заставить себя что-то написать и выложить. Я трачу на это очень много энергии. 

Златомир Фанг: Я активно выкладываю в Instagram свои репетиции и домашние занятия. Когда я заканчиваю учить одно произведение, то мы со своими подписчиками с помощью голосования выбираем, что я буду учить дальше.

- Сейчас музыкантам становится все сложнее выделиться. Что для вас допустимо делать, чтобы себя продвинуть, а что нет?

Златомир Фанг: В США была очень известная виолончелистка, которая играла голой, например.

Алексей Мельников: Вот на это я не готов. Что я готов делать? Стараться хорошо играть. 

Златомир Фанг: Я делал аранжировки популярных мелодий во время карантина. Просто для видео, конечно, на сцену это вряд ли уже можно вынести.

- Исполняете ли вы музыку современных авторов?

Алексей Мельников: Я люблю ХХ век в музыке. Мне проще его понять. Так складывается, что я играю более романтичную музыку. Но все время ищу произведения современных композиторов, однако выглядит это всё довольно удручающе. У нас есть, конечно, Десятников, но в целом мало современных композиторов. 

- Владимир Юровский говорит, что, если мы не будем постоянно играть современную музыку, то вообще останемся без музыки. Как вам эта идея?

Алексей Мельников: Я его понимаю. Хочется играть современную музыку, чтобы наше искусство не превращалось в музейный экспонат. С другой стороны, я категорически против того, что надо играть среднюю музыку только потому, что она современная. 

Главная ответственность у меня все равно перед публикой. Я не вынесу на публику среднее сочинение, ни за деньги, ни по идеологическим мотивам. Я не буду играть, например, Шора. 

- Как вы считаете, нужно ли слушателю готовиться к концерту? Что-то читать, смотреть?

Златомир Фанг: Если музыкант на сцене действительно хороший профессионал, то можно не готовиться к концерту, а просто приходить и слушать. Вы же не готовитесь перед походом в кино? Если оно здорово снято, то вы с первого раза всё понимаете. Вам не нужно готовиться, читать, смотреть дважды, чтобы что-то понять. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах