Хотим прибавки. Водители ждут роста зарплат, а пассажиры – числа автобусов

Втиснуться в заветную маршрутку удаётся не всем. © / Кирилл Нестеров / АиФ

С наступлением осени в Воронеже традиционно ухудшилась ситуация с общественным транспортом: пассажиров после летних каникул стало больше, и автобусов явно не хватает.

   
   

Чиновники утверждают: они здесь ни при чём: отрасль испытывает небывалую нехватку водителей. К тому же повсеместно. Так как же планируют решать проблему?

Поедут не все

Толпы людей, желающих попасть на заветный рейс, начинают штурмовать общественный транспорт уже с раннего утра. «Втиснуться» удаётся не всем, порой дело даже заканчивается травмами.

«Дочь заходила в автобус, и её придавил дверью водитель — у неё рука и нога остались на улице, и он, не видя этого, поехал. Она кричала — ему всё равно. Сколько это будет продолжаться?», «С Северного до центра утром добраться без того, чтобы тебя сплющило телами до хруста костей вообще нереально. Это ещё повезет, если вообще залезешь», – возмущаются воронежцы в соцсетях.

Отметим, что благодаря федеральной поддержке в Воронеже удалось полностью обновить ряд маршрутов. За последние несколько месяцев поставлено свыше 100 единиц транспортных средств, в ближайшее время ожидаются ещё более 50. Для «Воронежпассажиртранса» регионом приобретены 14 новых больших автобусов. Однако посадить за «баранку» новеньких машин просто некого. По данным городского управления транспорта, если на начало года нехватка водителей составляла 500 человек, то теперь это количество увеличилось до 800.

«С подобными сложностями столкнулся не только Воронеж – они наблюдаются и в ряде других городов, - утверждают чиновники. – Это связано с тем, что сегодня отрасли сложно конкурировать на рынке труда ввиду более низкой по сравнению с другими сферами оплаты труда».

При этом опять подчёркивают, что повышение стоимости проезда позволит проиндексировать зарплаты, и транспортные предприятия уже ведут работу по привлечению персонала. В поиске столь необходимых кадров участвует и региональное министерство труда и занятости населения. Впрочем, какого увеличения зарплат ожидать водителям – непонятно, ведь каждая компания решает этот вопрос самостоятельно.

   
   

В зарплате ли дело?

Согласно данным аналитического центра «Люди в цифрах», в прошлом году диапазон зарплат водителей автобусов всех категорий составлял в регионе от 35 000 до 118 391 рублей, в этом году – от 57 471 до 120 000 рублей. Но несмотря на хорошие зарплаты водители всё равно остаются в большом дефиците.

«Количество вакансий увеличивается год от года, – комментирует руководитель пресс-службы hh.ru Юг и ЦФО Екатерина Никифорова. – Изменяется логистика на фоне санкций, развивается местный бизнес, и это требует большого притока водителей. При этом молодёжь неохотно идёт в эту профессию – сложно, стрессово и ответственно, поэтому все работодатели охотятся на ограниченное количество водителей в регионе. В итоге логисты переманивают водителей».

Кстати, количество вакансий в отрасли сопредседатель межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков считает даже заниженным. По его мнению, в Воронеже не хватает порядка 1800 водителей. И причина этого – не в низких зарплатах.

«По отдельным предложениям зарплата доходит до 190 тысяч рублей, куда поднимать выше – я не знаю. Мы можем закидывать деньгами, но это не решит проблему. Надо создавать хорошие условия труда, вкладываться в инфраструктуру, пункты отдыха для водителей на конечных станциях, формировать нормальные графики работы без переработок, снять с водителей обязательства по уходу за автобусом. Всё это работало 20 лет назад, а сейчас никто не хочет идти на такие условия», – считает эксперт и отмечает, что важно двигаться в сторону беспилотного вождения.

«Сейчас этому мешают правовые ограничения, но другого эффективного выхода просто нет, - уверен он. – Подобные проекты внедряются в Москве, где, например, уже запущен первый беспилотный трамвай». 

В тему

Жалобы на работу общественного транспорта, в том числе хамское поведение водителей, отсутствие автобусов на направлении, неудовлетворительное санитарное состояние техники и т. д., можно направить в МБУ «Единый оператор городских пассажирских перевозок» по тел.: 260-51-23. При обращении нужно указать бортовой номер автобуса, время и место инцидента.