Примерное время чтения: 7 минут
45

Тесный Воронеж. О нехватке парковок, жадности водителей и вине застройщиков

Семёнова Виктория / АиФ

Автомобилей из года в год в Воронеже все больше, а вот парковки за этой тенденцией не поспевают – в центре оставить машину может влететь в копеечку, да и во дворах собственных домов зачастую свободных мест попросту нет.

Почему так сложилось и что можно с этим сделать, разбирался «АиФ-Воронеж».

«Паркуются на газоне»

Согласно данным аналитического агентства «Автостат», Воронеж занимает десятое место среди российских городов по количеству зарегистрированных автомобилей – 330 тысяч. Впрочем, если рассчитывать этот показатель на душу населения, то столица Черноземья и вовсе приблизилась к лидеру – Москве.

При этом ситуация с парковками с каждым годом становится все более напряженной: застройщики возводят дома, рядом с которыми остро не хватает машиномест, в итоге жильцы вынуждены оставлять личный транспорт в самых неподходящих локациях.

«Паркуются на тротуарах и газоне, всё нипочем», «После 9 вечера найти место для машины просто невозможно, как вообще строили новый микрорайон?! Неужели нельзя было заложить больше парковок?», «Паркуемся впритык, в итоге что ни утро – то новая царапина от неловкого «соседа», – такими комментариями и постами пестрят соцсети.

Регламент на минимуме

На самом деле, в регионе существует три регламента, согласно которым застройщики обязаны обеспечить минимальное количество парковочных мест при строительстве домов. Ключевое слово – минимальное, на практике это может быть около 40% от количества квартир в комплексе. Немаловажно и то, что внутридворовые территории, где жители зачастую размещают автомобили, остаются без должного ухода – асфальт постепенно разрушается, а заняться ремонтом не только накладно, но и сложновыполнимо, с учетом постоянно припаркованных машин.

Все эти проблемы могли бы решить платные парковки, однако возникает вопрос – за чей счёт?

«Участков зачастую не хватает даже для обеспечения нормы машиномест, а стоимость паркинга очень высокая, особенно, если мы говорим про подземный, – рассказывает директор компании-застройщика Наталья Казеннова. – У нас не хватает платежеспособного спроса, особенно сложно с сегментом эконом-класса, где люди не могут позволить себе купить место и в итоге паркуются где попало. При этом общественный транспорт развит плохо, в некоторых районах отказ от личного автомобиля просто невозможен». При этом эксперт отметила, что себестоимость машиноместа составляет порядка 1 миллиона рублей, и было бы неплохо, если бы появилась какая-то льготная ипотека на машиноместа, чтобы облегчить эту финансовую нагрузку.

«На халяву» лучше

А как обстоит ситуация с «удобной» платной парковкой в центре? Седьмой год пошел с тех пор, как город решил взимать плату за пользование машиноместами, но некоторые горожане все равно пытаются оставить свой автомобиль «на халяву», прикрыв госзнаки. Впрочем, нерадивых владельцев за это ждёт наказание: четырехколесного друга могут эвакуировать на временную стоянку на Обручева или в район Петровской набережной.

«Эвакуация транспортных средств в региональном центре выполняется не только за нарушения Правил дорожного движения, но и согласно требованиям антитеррористической безопасности», – напомнили в мэрии.

Впрочем, ситуация постепенно улучшается: чиновники констатировали, что сейчас случаи сокрытия госзнаков стали единичными. Значит мера с эвакуацией действенная.

Совсем другой расклад с платными паркингами, построенными на территории жилых комплексов – многие из них попросту пустуют из-за того, что жители не могут себе позволить приобрести машиноместо. На данный момент среди объявлений можно найти предложения стоимостью от 500 тысяч рублей до нескольких миллионов.

Решать проблему с парковками возле дома, возможно, придется жильцам самостоятельно. Так считает сопредседатель Межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков.

«Проблема с парковками особенно остро строит для жителей старых домов, построенных в советское или раннее постсоветское время, когда существовал норматив порядка 40 машин на 1000 жителей. Сейчас он вырос почти в десять раз, – отметил эксперт. – Впрочем, и в современных ЖК тоже возникают сложности. Зачастую единственным решением может быть инициатива самих собственников жилья: возле дома может быть территория, которая относится к дому, но никак не используется, и ее можно обустроить под парковку. Для этого нужно проверить, кому принадлежит этот участок по кадастровой карте, и провести собрание собственников, на котором будет принято решение об организации стоянки».

«Машины для города – это зло»

Фото: Воронежский дом журналистов

Владимир Дрейлинг, директор по продукту девелоперской компании:

«Во многих крупных городах мира уже пришло понимание: хочешь владеть машиной – не живи в мегаполисе. К примеру, в Советском Союзе изначально создавали дороги и структуру общественного транспорта таким образом, что машина была либо не нужна совсем, либо использовалась минимальное время. Такие правила диктует урбанистика. У нас же сейчас сама система подталкивает к мысли, что жить с автомобилем лучше. Но город и машины – вещи несовместимые. Город – он для людей, пешеходов, а машины для города – это зло. Именно из-за этого все стоят в пробках, и именно поэтому самая главная задача – уходить от личного транспорта».

Измените нормативы

Фото: Воронежский дом журналистов

Александр Лунгу, руководитель рабочей группы по транспорту и дорогам Общественной палаты Воронежской области:

«Проблема парковок существует из года в год, и вопрос необходимо решать комплексно. Прежде всего, менять нормативную базу, которая не учитывает развитие города в ближайшие 30-50 лет и возможное увеличение количества жителей и машин. Нужно понимать, что мы создаем завтрашнюю атмосферу города, где мы и наши дети будем жить. В точечную застройку очень сложно внести изменения.

Кроме того, у нас еще остались недобросовестные застройщики и отсутствует надлежащий контроль при сдаче объекта. Конечно, обустройство инфраструктуры жилого комплекса повышает стоимость квадратных метров, но за эти деньги житель будет получать комфорт. А в случае, если застройщик планирует на небольшом участке возвести высотное здание, не обеспечив его всем необходимым для комфортной жизни, то надо привлекать прокуратуру, иначе придётся постоянно искать компромиссы».

Надо думать заранее

Фото: Воронежский дом журналистов

Юрий Родионов, общественный эксперт, урбанист:

«Машина – не единственный вид мобильности в городе и нам нужно снижать постепенно уровень автомобилизации. Но зачастую у жителей просто нет возможности пересесть на автобусы. И возникает вопрос, на каком этапе и как именно застройщик должен подключать власти, чтобы общественный транспорт был доступен жильцам.

У нас уже есть пример, когда при строительстве крупного жилого комплекса в районе Новой Усмани застройщик обеспечил маршрутку для жителей, однако она проездила недолго. В итоге люди, которые уже заселились в дом, столкнулись с проблемой доступности общественного транспорта, и им пришлось пересесть на личные автомобили. Поэтому очень важно комплексно подходить к застройке и обдумывать доступность средств передвижения».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах