В Воронеже и ещё в 16 городах России, Белоруссии и Казахстана состоялись показы документального спектакля «Как я выжил». Обычные люди делились со зрителями своими историями о преодолении трудностей.
Среди них оказался 18-летний Максим - выпускник интерната, который решил рассказать свою историю отчасти от того, что смирился с тем, что с ним произошло.
Я родился
«Когда мама меня родила, я остался в роддоме. После чего я чуть-чуть подрос и попал в детский приют в Сомово (в Воронеже - ред.). Когда мне было около пяти лет, я очутился в интернате. Но я не понимал, где я нахожусь. Мне казалось, что я в детском садике и за мной скоро приедет мама. Но вместо мамы за мной каждый раз приходила воспитатель. Когда я подрос, воспитатель сказала: «Да, это интернат, и ты должен смириться». Но тогда я ещё не знал, что значит это слово».
Приехал папа
«У нас был тихий час. Я в этот день очень плохо себя вёл. Ко мне воспитатель подходит и говорит: «Если ты не перестанешь себя так вести, то к тебе не приедет папа сегодня». Я сразу угомонился и начала думать о том, что за шесть лет ни разу никто не появился, а тут папа. С такими мыслями я уснул. Меня разбудила воспитатель. Обув маленькие босоножки, я вышел в коридор. Там стояли двое мужчин. Тот, который был в очках, оказался моим отцом.
Я, конечно, обрадовался, но чуть-чуть и грустно стало, ведь за шесть лет он ни разу не приезжал. Мы зашли в специальную комнату, он рассказал, как у него дела. Я спросил, когда он заберёт меня домой, на что папа ответил, что у него нет такой возможности, потому что он мой отчим. Но я тогда не понимал это слово. Мы с ним поиграли, пообщались, и он пообещал, что ещё будет приезжать».
Пришла мама
«Я пошёл в первый класс. Перед моим днём рождения 7 апреля меня привели в кабинет к социальному педагогу, где дали телефонную трубку. Я услышал женский голос: «Привет, я твоя мама».
Конечно, я сначала не поверил, что это моя мама. Я с ней пообщался. Я многого не понимал, просто говорил фразы: «Привет», «Как дела?», «Ты когда за мной приедешь?». На следующий день ко мне подходит воспитатель и зовёт вниз. Я подумал, что нахулиганил. Мы спустились вниз и подошли к женщине. Она сказала: «Привет, сынок». Когда я посмотрел на неё, мне снова стало грустно: почему она раньше не приезжала? Я не стал ей задавать очень много вопросов, потому что был маленький и не знал, что говорить. Она привезла мне очень много еды и игрушек.
У нас было так заведено: когда к кому-то приезжали, то мы стояли либо наверху, либо у калитки и смотрели, кто приходит. Ребята мне говорили, что у меня самая красивая мама. Когда к нам кто-то приезжал и привозил еду, вещи или игрушки, то сразу появлялось много друзей. А когда еда заканчивалась, то друзей уже не было, они куда-то исчезали. Мама покупала мне самые хорошие вещи. Я не любил хвастаться и понимал, что у других детей нет возможности иметь такие вещи. Я мог поносить футболку и отдать кому-то ещё».
Как я любил Новый год и Деда Мороза
«Я очень любил советские новогодние мультфильмы. Когда у нас заканчивались ёлки и были каникулы, я брал сценарий и четыре стульчика из бытовки. Из них я сооружал «ёлку», которую потом украшал. А костюм у меня был интересный – красная женская шапка, которую я выворачивал наизнанку, красная куртка и белое ножное полотенце в качестве бороды. Только варежки красные нигде не мог найти. Посохом служила швабра, а мешок брал от чистого или грязного белья. Я клал конфеты из своего подарка в мешок.
Воспитательница говорила ребятам: «Сегодня Максим подготовил для вас новогоднюю ёлку». Я сначала был Бабой Ягой, а потом добрым волшебником Дедом Морозом.
Когда мама приезжала, я просил её дать деньги воспитателям, чтобы они купили мне красную шапку как у Деда Мороза. В классе шестом я в последний раз сделал ёлку. А когда выпустился из школы, у меня появился настоящий костюм Деда Мороза. Первая новогодняя ёлка, которую я устроил, прошла в интернате. Я сам купил для детей подарки».
Я смирился
«Есть такой сериал «Закрытая школа». Я представил, что нахожусь в закрытой школе. Конечно, у нас были выезды и лагеря, но я не мог самовольно выходить на улицу без разрешения. И я понял, что до выпускного класса не смогу выйти из школы и уйти самовольно. В сериале точно такие же школьники были. Я смирился с тем, что я нахожусь в интернате и до выпускного мне некуда деться».
Я соскучился по маме
«Это было в девятом классе. Зимой в воскресенье я оделся тепло. Воспитатель попросила меня отнести в прачку мешок грязных вещей. А мне вдруг захотелось увидеть маму. Она жила в Бутурлиновке (город в Воронежской области - ред.). Я перелез через забор и пошёл пешком. Я заблудился, ко мне подошла женщина – она вынесла мне чаю с печеньем, чтобы я мог согреться. Я признался, что ушёл из интерната к маме. Женщина вызвала главу поселения, и он меня отвёз в администрацию, где мы дожидались маму. Она, конечно, приехала расстроенная и обиженная. Я сказал, что соскучился. Мама отвезла меня обратно в школу, но без полиции тут никак не обошлось. Я пообещал ей, что больше никогда этого не повторю».
Как я узнал правду
«В 11 классе у нас был медосмотр и нам дали личные дела. По документам я понял, что в детстве у меня была травма головы. Мама оставила меня по двум причинам: она злоупотребляла алкоголем и не хотела за мной ухаживать. Я не стал ей задавать вопросов.
Я рад, что рос в интернате. Поэтому я не пью, не курю, не ругаюсь матом, занимаюсь спортом. Если бы я попал в обычную школу, то стал бы другим человеком. Я не зря прожил в интернате. Все интернаты очень разные, и не везде к детям относятся плохо».
Я стал волонтёром
«В детстве нам говорили не общаться с чужими людьми. К нам приехали волонтёры, и первое время я не подходил к ним. Однажды девушка Лена спросила, почему я держусь в стороне. Она объяснила, что волонтёры – добрые люди. Я стал общаться с Леной. Она привозила мне книжки, которые я так люблю читать.
Потом я начал помогать волонтёрам – разгружал подарки, собирал детей. Лена предложила мне присоединиться к ним после выпускного. Я, конечно, захотел. Когда я выпустился, меня пригласили в фонд. Вот так я стал волонтёром».
Я стремлюсь
«Я собрал документы и жду, когда мне дадут квартиру. Я хочу её обустроить и постепенно обзаводиться семьёй. Моя мечта – создать собственную семью, чтобы у меня были любящая жена и дети. И самое главное – я не хочу повторять ошибок своих родителей!
Когда я жил в интернате, мне снился сон, в котором мы с женой, хотя у нас уже были свои дети, собрались удочерить девочку из детдома. Сон был настолько реальным, что я верю, так все и будет!».
Сейчас мама Максима по-прежнему с ним не общается и каждый раз находит поводы, чтобы не встречаться с сыном. У неё есть новая семья – муж и другие дети.
Смотрите также:
- «По родине не скучаю». Британец о космосе, русском языке и жизни в Воронеже →
- «Научилась замазывать синяки». Откровенный рассказ жертвы домашнего насилия →
- «Поняла, что с меня хватит». Как девочка в 13 лет лишила родителей прав →