Воронежский исследователь Александр Тишуков представил на битве молодых ученых Science Slam свой проект «Школы, которые любят». Ученый рассказал «АиФ-Воронеж», что такое инклюзивное образование, почему многие против такого подхода к обучению и как разрушить стереотипы.
Разрушить информационный барьер
Виктория Молоткова, «АиФ-Воронеж»: Александр, расскажите, в чем суть вашего проекта?
Александр Тишуков: Я изучал инклюзивное образование. Моя цель была понять, насколько у нас в России знакомы с таким понятием, насколько наши школы адаптированы к инклюзивному образованию и готовы ли учителя обучать детей с ограниченными возможностями. Я понял, что об инклюзии у нас знают немногие, даже если говорить о людях, которые работают непосредственно в сфере образования. Немногие готовы к совместному обучению обычных детей и детей с ограниченными возможностями. Моя главная цель – разрушить информационный барьер, который сложился у нас в стране, чтобы люди понимали, что такое инклюзивное образование и почему это очень важно и необходимо для растущей прогрессивной страны.
- На практике применяется инклюзивное образование?
- Да, это практикуется. В Воронеже постепенно открываются инклюзивные школы, но это происходит довольно медленно.
Город не приспособлен к людям с ОВЗ
- Как реагируют родители на то, что их дети будут обучаться вместе с особенными ребятами?
- В этом есть некоторая проблема. Многие думают, что такие ребята могут тормозить процесс обучения их детей, у которых нет особенностей здоровья. Но здесь нужно начинать с малого - рассказывать людям о том, что это нормально и что дети, у которых есть особенности, ничем не отличаются от остальных. Изъяны в большей или меньшей степени есть у каждого, но это не значит, что эти люди другие, а мы все одинаковые.
- А как относятся к этому сами дети?
- Здесь тоже нельзя говорить в общем, все довольно индивидуально. Опять же, нужно постепенно внедрять эту систему. Нельзя прийти и сказать, что с сегодняшнего дня мы будем обучаться в инклюзивной школе. Нужно рассказывать детям, что есть такие люди, которые живут с особенностями здоровья. Если мы посмотрим сейчас на Воронеж, то визуально покажется, что в принципе у нас нет людей с ограниченными возможностями. Но на самом деле они есть. Просто наш город, наша страна не приспособлена к комфортному времяпрепровождению этих людей. Поэтому многие думают, что инклюзивные школы не нужны.
Равные возможности
- На ваш взгляд, реально ли все российские школы перевести на инклюзивное обучение?
- Я думаю, нет необходимости абсолютно все школы переключать на инклюзивное образование. Но нужно предоставлять каждому ребенку право на полное образование и комфортную среду. Сейчас даже нет такого выбора. Главная задача – предоставить людям выбор, свободу, чтобы у каждого человека в мире была возможность получать образование.
- Как вы планируете в дальнейшем развивать ваш проект?
- На данный момент я не ставлю перед собой довольно глобальных целей, я не учитель по образованию. Мне очень интересна эта тема, и я увлекаюсь ею в свободное время. Сейчас моя основная цель - информировать.
Смотрите также:
- «Крейзи рашен» с бензопилой. Как воронежский резчик стал лучшим в мире →
- Гусли, калюки и пила. Как бывший слесарь создал Музей забытой музыки →
- В Воронеже прошел слэм молодых ученых со всей страны →