Примерное время чтения: 6 минут
660

«Иногда руки опускаются». Тренер – о перспективах развития велоспорта

Олег Агапов / Из личного архива

«Велосипедисты – люди уникальные, - уверен главный тренер Центра спортивной подготовки сборных команд Воронежской области, кандидат в мастера спорта Олег Агапов. – Сесть в автомобиль и нажать на педаль – дело нехитрое, а велосипедист в пути должен прилагать мышечные усилия, держать равновесие и правильно оценивать ситуацию: где-то прибавить скорость, где-то притормозить. А ещё это здоровый образ жизни, особенно если выехал за город и едешь по тропинке».

В день рождения велоспорта, который отмечается 31 мая, Олег Агапов рассказал «АиФ-Воронеж» о подающих надежды спортсменах и перспективах развития велоспорта в регионе.

В десятку лучших

Анастасия Ходыкина, «АиФ-Воронеж»: В апреле наш велоспортсмен Антон Попов занял третье место в групповой гонке на Всероссийских соревнованиях в Судаке среди юниоров, Наталья Студеникина взяла второе, а Ирина Матина  третье место в индивидуальной горной гонке Первенства России в Майкопе. Олег Иванович, как вы оцениваете, выступления воронежских спортсменов в этом году? 

Олег Агапов: Вроде бы, начало сезона неплохое, но главный старт в этом году – это, конечно, спартакиада молодёжи. Вообще мы можем выступать в трёх видах велоспорта – шоссе, треке и маунтинбайке. В этом году на маунтинбайк не получилось заявить никого, зато по треку и шоссе отобрались в максимально полном составе. Отборочные соревнования уже прошли. Мы попали в 20-ку команд. У нас ориентировочное 11-12 местов по треку, промежуточное шестое – по шоссе. Антон Попов, например, сейчас находится в Италии, готовится стартовать в молодёжной многодневной гонке «Джиро д'Италия». Есть у нас также ряд перспективных девочек. Пока неплохо, могло быть хуже из-за того, что весь прошлый год из-за пандемии не было соревнований.

В первой половине июля состоится финал по треку в Ростове-на-Дону, а затем, через неделю мы поедем в Саранск на спартакиаду молодёжи по шоссе. Будем стараться попасть в десятку сильнейших. Упор делаем на спортивные клубы нашей страны, в которых состоят наши спортсмены. В них им платят заработную плату, так они зарабатывают на жизнь. Так что профессия велогонщик существует. Центр спортивной подготовки финансирует членов сборных команд области лишь в рамках бюджета.

- Как пандемия отразилась на спорте?

-  На днях прошли областные соревнования в Ямном, и выявилась проблема с определённым возрастом детей. Когда нужно было их заинтересовывать, не было ни одного соревнования. И в этом году их можно проводить только для детей от 15-16 лет и старше, а что делать с 10-11-летними ребятами? Они пришли в велоспорт, им нужны грамоты, медали, а нам приходится проводить лишь контрольные тренировки, как-то поощряя ребят. На пользу это не идёт.

Я – член тренерского совета России и могу с уверенностью сказать, что в стране ситуация одинаковая. И ещё, раньше как увлекали детей? Вывозили их в лагеря, где на шоссе проводили тренировки. Сейчас же отдыхающим запрещено покидать лагерь, он для нас закрыт. Родители часто отправляют детей на каникулы к родственникам за город, потому тренировочный процесс переносится или прекращается.

Подходит каждому

- Что привлекает людей в велоспорте?

- Сам я пришёл в велоспорт, потому что у меня украли велосипед. Это было ещё во времена Советского Союза. Сейчас у среднестатистической семьи нет проблем купить велосипед. Но здесь, как и в любом виде спорта, привлекают трудности – возможность проехать 100-150 километров по жаре и грязи, поэтому в этот спорт приходят люди неслучайные. В последние годы начался прирост. Раньше ребёнка тяжело было оттащить от компьютера и планшета, а сейчас чад приводят сами родители. Мы даже перестали делать набор в спортшколе. О нас узнают из соцсетей или в велосипедных магазинах.

- А развивается ли велоинфраструктура в Воронеже?

- Она может развиться, когда будут построены велосипедные дорожки, а с этим проблема. У нас был проект: когда убирали рельсы, выдвигалась идея сделать на их месте велодорожки. Но так ничего и не вышло. Если раньше тренировались на Московском проспекте, занимали две-три полосы – это было самое безопасное место – то сейчас там фуры летят, даже страшно. Тренируемся в спорткомплексе «Олимпик», правда, в часы пик он перегружен, либо выбираем просёлочные дороги, где наименьшее количество машин. В Новой Усмани построили велодорожку, но из города туда не близко добираться. Сама сеть дорог у нас не приспособлена. Чтобы провести соревнования, нужно перекрыть дорогу, обеспечить безопасность участникам и при этом не доставлять людям дискомфорта, а это сложно, начинаются жалобы. Хотелось бы, чтобы нас не отторгали, а наоборот, стимулировали.

При этом в регионе хорошо развивается велотуризм: люди на велосипедах поехали за город, организовали пикничок, заночевали и обратно. Плаванием, например, человек не может заниматься из-за гайморита, от бега тоже могут быть проблемы. А у велосипеда нет противопоказаний. Особенно, если выехал за город и едешь по тропинке, дышишь свежим воздухом.

Большие риски

- Вообще реально ли велосипедисту передвигаться по городу?

- Это реально, когда у нас повысится культура водителей и самих велосипедистов. Я в этой сфере работаю больше 30 лет, и если вижу велосипедиста, стараюсь от него держаться подальше, ведь его поведение непредсказуемо. А многие водители едут впритирку к велосипедистам, не боясь их зацепить. Правда, есть и изменения к лучшему. Например, велосипедисты уже нередко переходят пешеходный переход пешком, а не гоняют по нему, как раньше. Часто вижу людей, которые добираются на работу на велосипеде в офисной одежде. По правилам дорожного движения велосипедист должен ехать в крайней правой полосе, не далее одного метра от обочины. К нему должны относиться уважительно, но и он должен соблюдать правила дорожного движения. Выезжать на дорогу разрешено с 14 лет.

- Каковы перспективы развития велоспорта?

- Очень бы хотел, чтобы омолодился кадровый тренерский состав. Ещё пять-десять лет, и у нас никого не останется. Проблема в зарплатах. Молодому специалисту могут предложить лишь 12-15 тысяч рублей в месяц, и у него сразу должны заниматься 50 детей. А что такое дети? Каждому ребёнку нужно подготовить велосипед, правильно обуть-одеть, сопли вытереть. На дорогу вывозить детей тоже не каждый сможет. Это постоянный риск. Соревнования провести сложно. Я фанат своего дела, но иной раз тоже руки опускаются. Но мы работаем. Вот и прошлый год пережили, теперь только вперёд. Велоспорт ведь красивый и востребованный.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах