Воронежские власти любят концессии: мол, наше дело – составить договор, а ремонт и сбор денег с жителей лучше отдать на откуп «эффективному собственнику».
Между тем к одному из таких собственников возникло много претензий, и сейчас идут разговоры отобрать у частной фирмы платные парковки. Но получится ли?
Подарок частнику
Платные парковки в Воронеже появились пять лет назад. Само по себе решение было прогрессивным: брать деньги за пользование общественным пространством – обычная практика, принятая в России и за рубежом. К тому же всё подавалось как способ разгрузить центр города от пробок. Вот только исполнение подкачало.
Вместо того чтобы самостоятельно наладить работу паркоматов и пополнять бюджет, тратя деньги на развитие общественного транспорта, было заключено концессионное соглашение с белгородской фирмой «Городские парковки». И не беда, что городу до момента окупаемости вложений приходилась только четверть всей выручки (далее – 40 %), ведь частник организует всё в лучшем виде – именно так объясняли авторы идеи этот странный с точки зрения здравого смысла механизм.
О том, как всё получилось в реальности, могут красочно рассказать воронежские автомобилисты. А на днях о провале проекта заговорил и руководитель управления транспорта Сергей Латынин.
Так, ежегодные проверки показали, что по некоторым адресам нет разметки, дорожных знаков и информационных щитов, а парковки не убираются, как следует, ни летом, ни зимой. Из 5892 парковочных мест инвалидам бесплатно отдали только 387, хотя закон говорит о 10 процентах. При этом штрафы концессионер не платит, а оспаривает в арбитражном суде – процессы затягиваются.
Что делать?
Больше того, городской бюджет не увидел даже ту сиротскую долю, которая была прописана в соглашении. За пять лет концессионер не заплатил от 60 до 80% суммы – сколько точно, не известно. Фирма шлёт все сведения без разбора – даже те, что не относятся напрямую к концессии: чиновники ломают головы, но не могут разобраться в отчётности.
Руководитель проектов филиала «Городских парковок» в Воронеже Анатолий Кобяшев отметает все претензии. По его словам, компания следит за парковочными местами и убирает их вместе с районными управами, а штрафы оспаривает, поскольку не считает себя виноватой. Финансовая отчётность, по его мнению, совершенно прозрачна.
Что же теперь делать? На базе думской комиссии по транспорту создана рабочая группа, которая должна взвесить все риски. Пути три: оставить всё как есть, сменить концессионера или забрать парковки в муниципальное управление.
Депутат Константин Ашифин склоняется к третьему варианту:
«История с платными парковками – это уравнение с множеством переменных, - отмечает он. - Цель – не прибыль, а решение транспортной проблемы. Если мы убираем из нашей задачи прибыль, появится возможность скорректировать и другие параметры, например, уменьшить цену парковки или сократить плотность платных мест. А я напомню, у нас их больше, чем в других городах-миллионниках. С самого начала было не очень понятно, зачем в этой истории концессионер. Дороги сделали за счёт бюджета, из тех же средств создали схему движения транспорта, включающую парковки. Нарисовать разметку и деньги взимать мы и сами можем. Однако есть одно «но». В концессионном соглашении прописаны крайне болезненные, если не сказать кабальные, условия его расторжения!»
«Парковки - это инструмент не заработка, а регулирования, - поддерживает ту же позицию общественник Виталий Иванищев. – Нынешний концессионер не справляется. Городу следует вынуть голову из песка и начать что-то делать».
Но можно ли что-то сделать? В этом есть большие сомнения.
«Передав этот функционал в частные руки, мы заведомо обрекли город на массу проблем, - констатирует депутат Артём Рымарь. - Для концессионера главное - заработок, остальные вопросы его не интересуют. Решили создать рабочую группу. Что это даст? Я думаю, что ничего. Расторгнуть соглашение можно только в судебном порядке - концессионер оспаривает все действия администрации».