В Воронеже прошел региональный этап конкурса «Лучший водитель такси в России – 2022», в котором победил Валерий Коваленко. Мужчина рассказал корреспонденту vrn.aif.ru, почему он никогда не поменяет водительское кресло на офисное, насколько сложно таксисту зарабатывать на жизнь и куда могут завести дальние поездки.
«Денег на жизнь хватает»
Валерий Чирков, vrn.aif.ru: Расскажите, как проходил конкурс?
Валерий Коваленко: На первом испытании организаторы проверяли водителей на знание правил дорожного движения. Во второй части был тест на знание закона о такси. Также каждый участник должен был показать, как он ориентируется в Воронеже, и блеснуть кругозором – знание достопримечательностей столицы Черноземья тоже влияло на результат. Помимо этого проверялось, как хорошо водитель знаком с устройством машины, и владеет ли он навыками оказания первой помощи – мало ли что в пути может случиться.
Третий этап конкурса был практическим. Нужно было продемонстрировать свои навыки вождения на автодроме. Задание усложнялось тем, что на автомобиль сверху ставится стакан с водой.
Таксисты выполняли упражнения «змейка», «гараж», «параллельная парковка», «разворот в закрытом пространстве». Задания нужно было выполнить на время и не разлить воду. В конкурсе «Лучший водитель такси в России – 2022» я участвовал повторно. В первый раз занял второе место, но со второй попытки стал победителем.
После того, как я занял первое место, мне предстоит представить Воронежскую область на всероссийском конкурсе. Победитель финального этапа получит автомобиль.
-Расскажите, как вы стали таксистом?
- В семье я первым получил права. Было это 20 лет назад. Закончил автокурсы и начал ездить на своей «Ниве». Тогда же и решил подрабатывать по вечерам, по выходным. Помню первый свой заказ, даже маршрут. Вез пассажира с улицы Пеше-Стрелецкая на улицу Березовая роща. Конечно, «Нива» - это не самый удобный автомобиль, чтобы таксовать, но он меня выручал.
В это время я работал в сфере логистики, это офисная деятельность, и мне было немного скучно. Ездить мне нравится гораздо больше, кроме того, здесь можно зарабатывать так, что будет хватать и на себя, и на семью. Сейчас езжу на автомобиле Skoda Rapid.
- Сложно ли стать таксистом?
- Чтобы стать таксистом, нужен подтвержденный водительский стаж три года и возраст от 20 лет. Нужно получить много разрешительных документов. Поэтому я считаю, что проще сотрудничать с таксопарком. В таком случае, проще и с ремонтом автомобиля. Изнашивается все достаточно быстро, потому что машина всегда на ходу. Таксопарк обеспечивает ремонт автомобиля и регулярное техническое обслуживание.
-Какой у вас рабочий день?
-Как правило, у таксиста свободный график. И это большой плюс, так как ты можешь выбрать тот режим, который тебе удобен. Такси позволяет сделать свои домашние дела и вдобавок заработать деньги.
Лично я выезжаю на линию в районе шести утра и работаю примерно до шести вечера. Можно работать ночью. Удобно для холостяков. Я, когда был не женат, ночами катался, сейчас уже нет.
У ночной работы есть преимущество – нет пробок, поэтому быстрее делаются заказы. Но есть и минусы – чаще попадаются неадекватные пассажиры.
-Насколько сейчас выгодно работать таксистом в Воронеже?
- От восьми до десяти часов ежедневно достаточно, чтобы заработать сумму, приближенную к средней зарплате по Воронежу (сейчас средняя заработная плата в столице Черноземья составляет около 47 тысяч рублей – прим. ред.). Но все опять же зависит от того, сколько таксист готов работать.
Возил итальянцев, балерину и кошку
- Валерий, расскажите, происходили ли во время работы какие-то курьезные случаи?
- Был случай, когда пришлось везти итальянцев из аэропорта «Воронеж» в Домодедово, потому что отменили чартерный рейс. Они очень сильно спешили, по-русски говорили плохо, но мы друг друга поняли и успели вовремя. Расплатились они со мной долларами. После этого я часть подвозил пассажиров, которые опоздали на автобусы, на самолеты.
Однажды вез балерину. Во время поездки она рассказывала о жизни в Италии. В водительскую книжку на прощание она написала на латыни «Весь мир большой театр».
А однажды в полночь, когда было полнолуние, пришел заказ на Юго-Западное кладбище. Я не испугался и поехал, очень уж было любопытно, кто будет моим пассажиром. Это оказался вполне нормальный человек, сотрудник фирмы, оказывающей ритуальные услуги - ехал туда по каким-то рабочим делам. Но случай запомнился надолго. Как-то ночью кошку приходилось срочно везти в ветеринарную клинику.
Часто люди заказывают такси просто так, чтобы покататься по городу и поговорить по душам, поделиться чем-то. В результате таксисту приходится работать своего рода психологом – нужно развлечь человека беседой.
-Расскажите об опасностях, которые связаны с этой работой.
- Опасность может представлять дорожная обстановка. Поэтому таксист должен быть профессионалом и всегда оставаться начеку. Машин много, и часто возникают ситуации, когда нужно мгновенно среагировать, чтобы избежать аварии.
Другая опасность – неадекватные пассажиры. Тут нужно быстро оценить обстановку. Слава Богу, на меня не нападали, но прецеденты к этому были. Если начинаешь вежливо общаться, ситуация, как правило, выравнивается.
Совсем неадекватных пассажиров я не беру – себе дороже. Но подавляющее большинство людей вполне нормальные, даже несмотря на то, что позволили себе «расслабиться» в выходные.