На битве молодых ученых Science Slam в Воронеже самарский изобретатель Артём Бражников представил устройство, которой он разработал вместе с коллегами и назвал «Перчатка-джойстик». Прибор позволяет людям с различными формами нарушения слуха, в том числе полной глухотой, не только восстановить утраченную способность, но и расширить возможности по восприятию окружающей действительности.
«АиФ-Воронеж» поговорил с Артемом о том, как увлечение компьютерными играми помогло прийти к изобретению прибора, который может помочь справиться с глухотой.
От слуха к осязанию
Виктория Молоткова, «АиФ-Воронеж»: Артем, расскажите, как работает ваше изобретение.
Артем Бражников: Эта разработка – принципиально новый слуховой аппарат, предназначенный для людей с глубокой потерей слуха, то есть полностью глухих. Единственный способ сегодня восстанавливать утраченный слух – это хирургическая операция, установка специальных имплантов. Но этот метод немного несовершенен, есть ряд случаев, когда имплантация неэффективна. Наше исследование направлено на создание устройства, которое должно использоваться в специфических случаях - когда нет возможности проводить операцию, оно могло бы частично вернуть человеку способность слышать. Работает оно по принципу сенсорного замещения. Что это такое? У людей, которые потеряли слух, обостряются другие чувства – зрение и осязание. То есть их мозг самостоятельно пытается заменить недостаток одного чувства за счет другого. Эту способность мы решили использовать для того, чтобы создать устройство, которое более эффективно переводило бы звуки в тактильные ощущения, и человек мог бы научиться воспринимать эти тактильные ощущения в качестве эквивалента звуков окружающего мира.
- Изначально перчатка была придумана и создана для других целей, верно?
- Да, перчатка изначально предназначалась немного для другого. Проект, который мы называем «Перчатка-джойстик», появился примерно четыре года назад и использовался для компьютерных игр. Мы с сестрой решили сделать устройство, которое позволяло бы нам играть в компьютерные игры, используя одну руку. Потом в ходе работы над этим устройством мы стали думать, как его можно совершенствовать, вывести его возможности за пределы компьютерных игр и направить их на управление какими-то роботизированными конструкциями и летательными аппаратами.
- Почему вы вдруг поменяли предназначение перчатки и решили использовать ее для помощи людям, потерявшим слух?
- В процессе работы над перчаткой мы задумались о проблеме обратной связи, то есть чтобы человек мог не просто отправлять команды в компьютер, но и чтобы мог как-то принимать ответ. Наиболее широко распространенный способ - это смотреть на экран и слышать звук из колонок. Но таким образом мы упускаем тактильные ощущения. Мы добавили в перчатку различные тактильные модули, которые могли бы стимулировать кожу так, чтобы человек мог получать ответ от электронного устройства за счет прикосновений. Затем нам попалось несколько статей про сенсорное замещение, и мы подумали, что обратная связь, которую мы используем для наших игрушек, можно применить для более серьезных целей.
Работаем над прототипом
- Не могу не спросить про название вашего выступления на Science Slam – «Перчатка бесконечности», которое отсылает нас к супергеройским фильмам Marvel. Почему именно вы назвали его именно так?
- Устройство мы назвали «Перчатка-джойстик» и «Виброперчатка». Ну название из Marvel как-то сами собой приплелось, когда мы готовили выступление.
- В дальнейшем планируете расширить возможности перчатки? Может, есть что-то, что хотелось бы доработать?
- Мы сейчас продолжаем над ней работать, хоть и не так активно, как на начальных этапах. В перчатку, которая предназначается для управления электронными устройствами, добавлять функционала уже нет смысла. Мы сейчас работаем над тем, чтобы сделать прототип, готовый продукт, который можно коммерциализировать.
- Есть ли у вас наметки еще каких-то изобретений, которые помогут людям?
- Сейчас мы работаем над автономными подводными аппаратами класса микро, которые предназначены для экологических мониторингов малых водоемов. Но этим проектом и его продвижением больше занимается моя сестра.