В День российских студенческих отрядов, который отмечается 17 февраля, «АиФ-Воронеж» поговорил со студентами, которые вступают в студотряды проводников и проводят лето, работая в поездах.
Не стажировка, а полноценная работа
Павел Шевляков возглавляет студотряды проводников в Воронежской области.
«В 2012 году я учился в Воронежском университете инженерных технологий на инженера-механика по пищевым машинам и автоматам и думал, где можно поработать летом. Мне предложили записаться в студотряд. Был вариант вступить в путинный отряд – студенты работают на рыбоперерабатывающих предприятиях или в море на рыболовецких судах. Я отказался, потому что нужно было ехать на Дальний Восток. Были еще и педагогические отряды, но я выбрал проводников. Возможно, потому что на поездах до этого никогда не ездил», – вспоминает Павел.
По его словам, в поездах пассажиры часто путают студотрядовцев со студентами-практикантами.
«Цель студенческих отрядов – предоставление занятости студентам на летний период. У нас человек официально получает специальность и трудоустраивается. Но сначала – стажировка и обучение, которое длится два-три месяца», – рассказал Павел.
В свою первую стажерскую поездку Павел ездил на поезде «Воронеж - Санкт-Петербург». Кадровый проводник Александр стал его наставником. Он рассказывал Павлу, как грамотно проверять билеты, обеспечивать пассажиров всем необходимым. Кстати, чтобы отправиться в рейс, нужно освоить целую науку.
«Сначала проводник проходит инструктажи, также дается сводка о происшествиях на железной дороге. Перед поездкой считают все имущество в вагоне: белье, подстаканники, матрацы, иногда даже оснащение, вплоть до каждого крючка и винта. После подготовка: раскладывается белье, туалетные принадлежности, проводник приводит себя в порядок. За 30 минут до отправления поезда объявляется посадка», – рассказывает Павел.
Студотрядовец проездил на поездах два года, потом стал работать инструктором. Говорит, что не знает, где еще можно получить такой опыт общения с людьми и работы с коллективом.
По словам Павла, не всем легко дается такой опыт. Кто-то поработает немного и увольняется, а некоторые движутся по карьерной лестнице. Так, один из студотрядовцев даже выучился на начальника поезда.
Февраль и март – время активного набора в студотряды. В строительных вузах агитируют в стройотряды, в педагогических – в отряды вожатых. На работу проводников набирают практически во всех учебных заведениях, но основные поставщики кадров для проводников – железнодорожные колледжи. Трудоустройством студентов руководит центральный штаб. Он взаимодействует с руководством федеральной пассажирской компании. Кандидаты проходят медкомиссию, получают форму и отправляются на место работы.
У проводников - сухой закон
У студотрядовцев есть своя иерархия. Боец – обычный проводник. Медик – тот, кто следит за здоровьем отряда. Мастер – заместитель командира по производственной деятельности. Комиссар также выступает заместителем командира, отвечает за климат в коллективе, организует мероприятия. Выше всех – командир, он отвечает за подготовку к работе, трудоустройство, напрямую взаимодействует с работодателем.
Екатерине Ефремовой 19 лет, и она уже командир студенческого отряда проводников «Вояж». Учится в Воронежском государственном университете инженерных технологий на биотехнолога. О студенческих отрядах узнала от друзей и вскоре поехала в свою первую стажерскую поездку.
«Я стараюсь вести активный образ жизни. Кроме того, люблю поездки на поездах, – рассказывает Екатерина. – Когда училась в школе, часто ездили на разные мероприятия. Мне стало интересно, как поезд работает изнутри. Впервые поехала стажером в рейс на поезде «Москва-Адлер». И так получилось, что в моем вагоне оказалось много знакомых. Друзья из университета, соседи из моего дома, ребята, с которыми вместе учились в школе».
Как говорит Екатерина, проводник – профессия ответственная. Прежде всего, на борту поезда среди персонала «сухой закон». Кроме того, при пассажирах нельзя говорить на личные темы. Запрещено обсуждать окружающих. И, конечно, проводник должен быть готов ответить на любой вопрос и разрешить спорную ситуацию. И тут без терпения - никуда.
«Бывают разные случаи. Самый распространенный – когда пассажир с верхней полки хочет непременно поменяться местами. Бывает, что возникает конфликт из-за того, что человек внизу не позволяет пассажиру верхней полки сесть за столик и покушать. В этой ситуации ищем самого сговорчивого пассажира и договариваемся», – рассказывает Екатерина.
«Выяснилось, что в совершенстве говорю на трех языках»
Командир студенческого отряда проводников «Гермес» Руслан Власов на поездах откатал 1300 часов. Помнит, как в 2017 году смотрел по телевизору концерт «Уральских пельменей», услышал, как артисты в куртках-бойцовках поют студенческие песни, и решил вступить в студенческий отряд. Мечта осуществилась спустя год в Воронежском госуниверситете, куда Руслан поступил учиться на политолога.
«Поезда люблю, за «Локомотив» болею. Поэтом решил пойти проводником. Запомнился первый самостоятельный рейс в 2018 году, когда в поезд от Москвы до Санкт-Петербурга сели мексиканские и аргентинские болельщики. Причем все оказались в моем вагоне. В тот день победила мексиканская команда. У мексиканцев было огромное сомбреро и национальный флаг. Пока одна половина вагона веселилась под мексиканский гимн, другая уходила в вагон-ресторан и там грустила. И мне приходилось радоваться с мексиканцами и грустить с аргентинцами. До той поездки я не знал иностранных языков. После выяснилось, что в совершенстве говорю на английском, мексиканском и аргентинском», – вспоминает Руслан.
По словам Руслана, в вагоне никогда не бывает ничего идеально. Постоянно возникают ситуации, которые надо быстро решать. Зато благодаря такой работе в университете преподаватели иногда делают ему поблажки – им очень нравятся железнодорожные истории.