Примерное время чтения: 6 минут
472

Красота в мелочах. Воронежец — о создании действующей модели эсминца

Константин Королев и его корабль у воронежского водохранилища
Константин Королев и его корабль у воронежского водохранилища / Константин Королев / Из личного архива

Воронежцу Константину Королеву 70 лет. Не так давно он закончил работу над действующей моделью эсминца «Смелый» проекта 30бис. Стеклопластиковая модель не только выглядит как настоящая, но и оснащена моторами и может бороздить воды воронежского водохранилища. Пенсионер рассказал о своем увлечении корреспонденту «АиФ-Воронеж».

Любовь к моделизму с первого взгляда

«Когда я был маленьким, я увидел, как парень в канале запускает модель торпедного катера. Это был конец 50-х годов XX века. Модель была ходовая, на электромоторе. Он увидел, что я потрясен и дал мне модель на неделю. С тех пор я мечтал сделать модель корабля», — вспоминает мужчина. 

Воплотить мечту в жизнь удалось, когда у нашего героя появился сын. Константин работал инженером, затем программистом и эти навыки ему очень помогли. Первая максимально соответствующая оригиналу модель была сделана из бумаги — самого доступного тогда материала. Несмотря на это, довоенный эсминец проекта 7у получился как настоящий. Подобные корабли участвовали в боях Великой Отечественной войны на Черном и на Балтийском морях, в Северном Ледовитом океане.

«Корабль был сделан с нуля. Чертежи я нашел в журнале «Моделист-Конструктор». Мне хотелось сделать модель, наиболее приближенную к оригиналу. Привлекала меня прежде всего деталировка», — рассказывает Константин.

Подробных чертежей в 80-е годы не было. Все восстанавливалось по картинкам из журнала. Поэтому несмотря на точность деталировки Константин свою первую модель полноценной копией не считает. Впрочем, эсминец хранится как и действующая модель — под стеклом — на радость потомкам.

Даже на полмиллиметра нельзя ошибиться

Сделать точную копию, которая к тому же и ходит по воде, как настоящий корабль, Константин решил в начале 90-х:

«Я пообщался с живущими в Ташкенте моделистами мировой известности и загорелся желанием сделать что-то действительно стоящее — настоящую модель. Выбрал эсминец «Смелый» проекта 30бис. Эта модель переходная от довоенной техники к военным судам, на которых уже начало появляться современное сложное технологическое оборудование и вооружение».

Постройка модели фактически ничем не отличается от постройки настоящего корабля, разве что масштабы другие. Константин рассказал, что сначала делаются чертежи отдельных узлов, чтобы при постройке они все поместились на корпусе. Потому что если ошибся даже на половину миллиметра, деталь уже нужно переделывать.

Эсминец «Смелый» и ранняя модель Константина — эсминец проекта 7У (сверху)
Эсминец «Смелый» и ранняя модель Константина — эсминец проекта 7У (сверху) Фото: Из личного архива/ Константин Королев

«Все делается в масштабе. У меня масштаб 1:100. Это значит что если корабль длиной 125 метров, то у моей модели длина 1,25 метра. Все маленькие детали делаются также по масштабным размерам», — рассказывает Константин.

Поскольку мастер работал программистом, у него нашлось много старых картонных перфокарт от компьютеров старого образца. Из них Константин делал надстройку будущего эсминца.

Корпус корабля стеклопластиковый. Моделист сначала сделал деревянную болванку. Получившуюся основу оклеивал стеклотканью и промазывал эпоксидной смолой.

«Мне пришлось снова обратится к чертежам журнала «Моделист-конструктор». Вообще сделать стопроцентно точную модель корабля очень сложно. Потому что каждый завод вносил свои изменения и военные суда отличались друг от друга. Кроме того в те годы не было интернета и практически не было фотографий прототипа».

В какой-то момент работа остановилась из-за нехватки времени, вдохновения и, что немаловажно — информации. С новыми силами Константин взялся за свой эсминец, когда появился доступ к интернету.

Без увеличительных приборов никуда

«Когда мы переехали в Воронеж, я нашел множество фотографий в интернете на форумах моделистов. Это были уже 2000-е годы. Когда увидел, сколько в интернете информации, снова загорелся идеей и доделал корабль», — рассказывает Константин.

На корабле огромное количество мелких деталей. По словам мастера, одна зенитная установка состоит из целых 120 элементов! При том, что размер ее основания — 20 миллиметров, а высота — 12. Поэтому моделист использует увеличительные приспособления. Точная деталировка — это еще не все. Константин хотел, чтобы корабль ходил по воде.

Точность проработки мелких деталей эсминца поражает воображение
Точность проработки мелких деталей эсминца поражает воображение Фото: Из личного архива/ Константин Королев

«На модели корабля стоят электродвигатели, которые питаются от аккумуляторов, передатчик, приемник и регулятор хода, который позволяет плавно изменять скорость вращения электродвигателя. Есть также устройство, которое управляет поворотом руля», — говорит моделист.

Масштабная модель ходит по воде с масштабной скоростью. Управляется с берега. По словам Константина, если прототип ходит со скоростью 37 узлов, то масштабная скорость модели — около 1,85 метра в секунду.

На воде «Смелый» издает звуки корабельной сирены и выстрелов из орудий. Как настоящий корабль, модель один раз даже попала в шторм. Константину пришлось выливать из нее воду. Но кораблю ничего не сделалось. Ведь все картонные элементы пропитаны эпоксидной смолой и покрашены.

«Пластиковые модели в наборах не покупаю, хотя конечно, из них также можно сделать интересные модели, максимально соответствующие оригиналу. Но мне интереснее сделать все самому», — говорит моделист.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах